ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


От базара - к рынку

Слегка переиначив народный афоризм, получим формулу успешного торгового бизнеса: дешево и не сердито. Первая её составляющая в комментариях не нуждается, ибо кто же враг своему кошельку. Под второй мы подразумеваем, конечно же, качество, культуру торгового обслуживания. Диких очередей к полупустым прилавкам во времена оны мы отведали сполна.



Как и "ненавязчивого" сервиса в лице "непробиваемых" теток-продавщиц из соседнего гастронома, для которых покупатель - надоедливая муха или, простите, банный лист...
Рыночные перемены взяли и этот самый массовый, социально "отягощенный" бизнес в крутой оборот. Произошли перемены, о которых ни по ту, ни по эту сторону прилавка не могли и помыслить. Успехом последних лет первый заместитель губернатора области В.А. Кочуев считает либерализацию торговли. "Это одно из достижений новой российской экономики, - подчеркнул он, открывая областное совещание, на котором подводились итоги работы отрасли в 2004 году. - Торговля стремительно прошла путь от базара к рынку, от стихии блошиных барахолок к цивилизованным формам организации дела. Она стала эффективным, динамично развивающимся бизнесом".

[color=red]Прибыльный прилавок[/color]
Новым и весьма убедительным подтверждением этого стали итоги работы предприятий и организаций торговли Орловской области в минувшем году, о которых рассказал на совещании начальник областного управления торговли и потребитель-ских ресурсов В.П. Агапов.
Но сначала - несколько цифр, которые помогут составить общее представление о торговом комплексе Орловщины. На территории области действуют свыше 4800 объектов торговли и общественного питания, в том числе 2934 магазина различной формы собственности, 64 рынка, 822 объекта мелкорозничной торговли и 1046 предприятий общественного питания. Только в прошлом году было построено и введено в эксплуатацию 304 магазина и 39 предприятий общепита. Среди самых громких "премьер": торговые центры на Черкасской и на площади Ермолова с сетью магазинов индивидуальных предпринимателей, торговый дом "Малиновая вода", магазин-пекарня "Юность" в Орле, торговый центр в Ливнах, кооперативный магазин в Болхове, а также несколько отличных кафе в областном центре, Мценске, Кромах и Верховье. Прошлый год поставил своеобразный инвестиционный рекорд: в строительство и реконструкцию объектов торговли, общепита было вложено около 720 млн. рублей. "Таких финансовых вложений в развитие материально-технической базы отрасли и темпов прироста торговых площадей потребительский рынок Орловской области в прежние годы не знал", - прокомментировал этот инвестиционный феномен
В.П. Агапов.
Областной "прилавок-2004" получился весьма прибыльным: абсолютная величина прибыли превысила 315 млн. рублей (рост - 53%). Объем продаж предприятий торговли всех форм собственности составил 22 млрд. рублей (в действующих ценах рост - 19,4%). В бюджеты территорий от торговой деятельности поступило более 800 млн. рублей - на 90% больше, чем в 2003 году. Торговля среди отраслей экономики области стала вторым после промышленности крупнейшим налогоплательщиком. Продажа товаров в расчете на одного жителя составила 25 тыс. рублей (самый высокий показатель в Орле - 36,3 тыс. рублей, в Ливнах - 35,8, во Мценске - 25,8 тыс. рублей). По этому показателю Орловщина обошла Белгородскую, Брянскую, Курскую, Тамбовскую, Тульскую и другие области Центрального федерального округа.
Наметившаяся в последние годы тенденция концентрации магазинов в крупные торговые сети в минувшем году проявилась особенно очевидно. В настоящее время сетевая торговля объединяет свыше 1300 объектов, её доля в общем объеме стационарных продаж превышает 50%. Сегодня уже немыслимо представить орловский потребительский рынок без магазинов крупных торговых сетей ЗАО "Паллада-торг" и "Тандер" (популярные магазины "Магнит"), агрохолдинга "Орловская Нива", ООО "Август-91". Кстати, "Тандер" и "Паллада-торг" в 2004 году вошли в рейтинг крупнейших торговых сетей России.
Не новость: цивилизованная торговля - стационарная торговля. Обшарпанные лавки с набором подозрительного качества товаров уже не так соблазняют массового покупателя. Человек с кошельком все увереннее поворачивается в сторону приличных магазинов и торговых комплексов - к цивилизации. Возможно, здесь какой-то товар стоит немного дороже, но шансов сберечь здоровье и в случае чего достойно отстоять свои потребительские права больше.
Примечательно, что торговля активно цивилизуется и на селе. В прошлом году в развитие этого сектора было вложено 110 млн. рублей инвестиций. Открылось 85 новых магазинов и 14 предприятий общепита, реконструировано 64 торговых объекта. Особенно активно укреплялся "сельский прилавок" в Орловском, Кромском, Свердловском, Урицком, Болховском и других районах. Первые магазины самообслуживания появились в Болховском и Урицком районах. А в Новосильском, Верховском, Корсаковском, Урицком и Кромском - открыты магазины эконом-класса.
Есть, конечно, и проблемы. По словам Агапова, "продолжается порочная практика нерационального размещения вновь строящихся однотипных объектов торговли, стихийное расположение магазинов": например, рядом с нормально действующими торговыми точками потребкооперации предприниматели ставят свои павильоны и киоски. И начинаются торговые войны, которые, конечно же, не идут на пользу ни тем, кто торгует, ни тем, кто покупает. Вдобавок это - головная боль местной власти, которая должна бы, но почему-то не может организовать максимально благоприятный торговый климат.

[color=red]Золотые прииски аренды[/color]
Известно, как много делается в нашей области для развития малого и среднего бизнеса. В торговле сегодня работает более 1300 предприятий малого бизнеса (занято около 8 тыс. человек) и более 15 тысяч индивидуальных предпринимателей. В прошлом году по субъектам малого бизнеса розничный товарооборот составил порядка 6 млрд. рублей - 27,6% от общего объема розничного товарооборота.
Внушительна социальная нагрузка предпринимательства: обеспечение потребности населения в торговых услугах, создание обстановки стабильности, занятость населения, налоговые поступления в бюджет. Но, к сожалению, многие обстоятельства складываются не в пользу "мелкого" бизнеса.
Генеральный директор ООО "Август-91" В.А. Тенитилов, выступая на совещании, довольно долго крепился, не касался проблем. Говорил о новых рубежах своей фирмы (10 магазинов, цех по переработке полуфабрикатов, кулинария, акцизный склад и оптовая база).
Но под конец выступления предприниматель не удержался, привел такой пример: для небольшого магазина на ул. Приборостроительной арендная плата еще недавно составляла 11 тыс. рублей, сегодня - 54 тысячи. И такие "рыночные новации" - по всем муниципальным "площадям".
Согласитесь, похоже на жестокий опыт: выживет - не выживет? Но если бы на этом кончался эксперимент! Стоимость аренды земли увеличилась в 1,1 раза, коммунальные платежи с нового года - в 1,5 раза, в разы выросли налоговые платежи. "Товарооборот у меня на 1 кв. метр муниципальной площади, - размышлял вслух предприниматель, - составляет 9 тыс. рублей. При этом львиная доля приходится на дополнительные расходы. Только представьте, бывший директор института "Гипронисельпром" предлагал мне техническое обслуживание арендуемых площадей по 700 рублей (!) за один квадратный метр. Это же золотой прииск какой-то!.."
И хоть предприниматель достойно и бодро закончил свою речь: "Мы, конечно, не плачем. Мы работаем", сделалось пасмурно на душе. Почему, подумалось, городская власть так инертна, так недальновидна? Почему какие-то сиюминутные проблемы (возможно, и корыстного толка) ставятся выше общего дела? Разве успешное развитие малого и среднего бизнеса не связано с занятостью, бюджетными доходами и другими социальными задачами? Вряд ли городские чиновники и депутаты не знают этих прописей. Тогда зачем так немилосердно щиплют курицу, несущую золотые яйца?
"Вопросы аренды, - заверил собравшихся первый заместитель мэра Орла
В.В. Глухов, - будут решаться. Поверьте, никто не собирается губить торговый бизнес". Еще резче среагировал на "арендный рэкет" В.А. Кочуев: "Управлению ценовой политики, контролирующим органам, - сказал он, - нужно в срочном порядке проанализировать сложившуюся ситуацию. Надо разобраться - иначе произойдет серьезный сбой в торговле".

[color=red]Навязчивый сервис[/color]
Несомненно, искусство торговать - это не только "чем", но и "как". Насыщенностью потребительского рынка сегодня вряд ли уже кого удивишь. А вот умением вести цивилизованный, уважительный диалог с потребителями могут похвалиться, к сожалению, далеко не все работники прилавка. Руководитель новой надзорной структуры, объединившей Госсанэпиднадзор, Госторг-инспекцию и антимонопольную службу, - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека по Орловской области -
Г.Л. Захарченко пообещал, что теперь порядка в сфере торговли прибавится. В области созданы территориальное управление и пять межрайонных отделов: в Ливнах, Мценске, Верховском, Кромском и Орловском районах. Кроме того, во всех районах сохранены подразделения, которые будут осуществлять лабораторный контроль. Но если раньше "надзирали" полторы тысячи специалистов, то теперь - 146. "Этого, - считает Захарченко, - достаточно. Теперь не будет дублирования. Ведь доходило до абсурда: в один день могли прийти проверять фирму специалисты санэпиднадзора, торгинспекторы, сотрудники общества защиты прав потребителей и ЦСМ - до десяти проверяющих".
В магазинах доступных цен торговой сети "Магнит" всегда не протолкнуться. Но не расплачиваются ли за эту дешевизну покупатели своим здоровьем? "Буквально за прошлую неделю в наш адрес поступило десять жалоб жителей Орла по поводу торговли некачественными продуктами питания", - сообщил Г.Л. Захарченко.
Много жалоб на охрану в торговых заведениях. Установленные на оборудовании магниты реагируют на штрих-полоску на крупных купюрах: при прохождении человека через кассу деньги "звенят". "Сам был свидетелем, - вспомнил Г.Л. Захарченко, - как пятеро охранников набросились на женщину в магазине "Атолл".
От такого навязчивого сервиса становится не по себе. Подобные факты бросают тень и на победные цифры, с которых мы начали эту публикацию. "Гордость профессионального организатора торговли заключается в цивилизованном общении с покупателями" - эти слова В.А. Кочуева как памятку неплохо бы иметь каждому такому "организатору" на своем рабочем столе. Чтобы родимые пятна старой торговли не искажали лицо новой.
Николай СОЛОПЕНКО.


09.02.2005 08:51

Похожие новости

Выбрав семь лет назад новое перспективное направление - выпуск сельскохозяйственной техники, коллектив орловского завода им. Медведева поставил селу немало хорошо показавших себя на полях почвообрабатывающих агрегатов. За это время в рамках областной программы сельскохозяйственного машиностроения здесь был освоен выпуск семи видов современной техники для села.  

Состоявшееся вчера заседание коллегии областной администрации было посвящено актуальной проблеме реформирования жилищно-коммунальной системы. Неслучайно губернатор области Е.С. Строев назвал создавшуюся ситуацию "набатом для всей России", ведь реформа ЖКХ совпала с монетизацией льгот.  

Каков вклад предпринимателей в экономику и социальную сферу области? Что необходимо сделать для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса? Какой помощи ждут предприниматели от власти и в чем, по мнению власти, заключается социальная ответственность бизнеса? Эти и другие вопросы вчера обсуждались на совещании губернатора Е.С. Строева с руководителями предприятий малого и среднего бизнеса и общественной организации "Союз предпринимателей Орловской области". В работе совещания принял участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.  

Областная прокуратура подвела итоги работы за 2004 год. В минувшем году общее количество зарегистрированных преступлений по области осталось на уровне предыдущего года. При этом количество совершенных особо тяжких преступлений снизилось на 7,4%, тяжких - на 14,6%.  

Роман - Анна - 3 - Елена - Анна - это не просто набор имен и цифр, это официальный позывной мастера радиоспорта Альберта Давыдовича Соболева. Сегодня он один из самых сильных спортсменов из пяти миллионов зарегистрированных в мире радиолюбителей. А позывной в переводе с радиоязыка означает, что Соболев из Европейской части России, из города Орла.