ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


ЕГЭ пришел всерьёз и надолго?

На днях в редакции газеты "Орловская правда" состоялся круглый стол по результатам проведения Единого государственного экзамена в Орловской области в нынешнем году. Обсудить волнующие вопросы, связанные с "единым", поговорить о перспективах ЕГЭ, поделиться впечатлениями от экзамена пришли начальник Управления образования и молодежной политики департамента образования, культуры и спорта Орловской области Г.А. Казначеева, директор Регионального центра оценки качества образования А.И. Карлов, директор Орловского областного института усовершенствования учителей Г.А. Лабейкина, начальник отдела дошкольного и общего образования Управления образования и молодежной политики департамента образования, культуры и спорта Орловской области В.В. Гомозов, проректор по заочному обучению и международным связям Орловского государственного университета Е.Н. Алексеева, главный специалист управления образования администрации г. Орла Н.А. Кобыченкова, директор гимназии № 19 г. Орла А.И. Быковский, а также выпускники школ, получившие максимальный результат на Едином госэкзамене по отдельным предметам.



Г.А. Казначеева:
- Единый государственный экзамен был введен на территории нашей области с 2007 года в порядке эксперимента. С принятием Федерального закона с 2009 года Единый государственный экзамен перешел в штатный режим. Теперь ЕГЭ стал практически единственной формой государственной (итоговой) аттестации и основным способом поступления в ссуз или вуз.
Подведены итоги первой волны Единого государственного экзамена в Орловской области. В этом экзамене принимали участие 4600 выпускников образовательных учреждений нынешнего года и около 700 выпускников системы начального и среднего профессионального образования. Результаты убеждают в том, что наши выпускники готовы к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Самое большое количество выпускников участвовало в сдаче обязательных предметов. Русский язык в этом году сдавали 4955 человек. Не справившихся среди них - 117 человек (2,5%). По России этот процент составляет 5,9. Особенно беспокоила нас математика как один из самых сложных предметов. В этом экзамене приняли участие 4786 человек, справились 96,5%. Результат неплохой, если учесть, что по стране несправившихся 7%.
Введение ЕГЭ преследует сразу несколько целей. Он призван помочь обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе. Задания одинаковой сложности при проведении выпускных испытаний на всей территории России и единая градация оценки - это те меры, которые позволяют сравнивать учащихся по их уровню подготовки.
Компьютерная проверка экзаменационных заданий, а также проверка части "С" независимыми экспертами позволяет сократить так называемое "целевое репетиторство".
Еще одна цель введения ЕГЭ - улучшение качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешную сдачу экзамена.
Кроме того, ЕГЭ позволит разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, ведь теперь вместо выпускных и вступительных они сдают Единый госэкзамен. Также ЕГЭ должен уменьшить коррупцию в сфере образования.
В качестве недостатков ЕГЭ можно отметить отсутствие индивидуального подхода к выпускникам, психологический дискомфорт, который испытывают дети, находясь в незнакомой обстановке. Однако, несмотря на все сложности, можно смело утверждать, что Единый госэкзамен в Орловской области сдан успешно.
Организационно-технологическое и информационное сопровождение ЕГЭ в Орловской области осуществляется обла­стным государственным учреждением "Региональный центр оценки качества образования" (РЦОКО).
А.И. Карлов:
- Наше учреждение выполняет функции регионального центра обработки информации и первичного пункта обработки информации.
На подготовительном этапе центр проводит сбор сведений в региональную базу данных (РБД) в соответствии с определенным Рособрнадзором составом и форматом данных. В РБД вносится информация об административно-территориальном делении Орловской области, образовательных учреждениях. РЦОКО предоставляет в образовательные учреждения области программное обеспечение для внесения информации об участниках ЕГЭ, о планируемых экзаменах каждого участника; проводит распределение участников ЕГЭ по пунктам приема экзамена (ППЭ); передает в электронном виде данные и программное обеспечение для проведения распределения участников ЕГЭ в ППЭ.
В РБД Орловской области 2009 года зарегистрированы более 18000 участников ЕГЭ по 13 общеобразовательным предметам.
Центром проводится обработка принятых от уполномоченного представителя государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) бланков регистрации, бланков ответов №1 и №2. Обработанные данные направляются в Федеральный центр тестирования.
Результаты ЕГЭ для каждого участника передаются Федеральным центром тестирования путем загрузки данных в базу данных РЦОКО.
Начальник смены центра производит формирование протоколов проверки результатов Единого государственного экзамена для передачи на утверждение ГЭК Орловской области, а после её утверждения - в каждое образовательное учреждение.
В области устанавливается по каждому общеобразовательному предмету единый день ознакомления с результатами ЕГЭ, устанавливаются единые сроки подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами. Результаты ЕГЭ размещаются на сайте www.orcоko.ru.
После направления в Федеральный центр тестирования протокола утверждения результатов ЕГЭ ГЭК Орловской области центр приступает к автоматизированному заполнению бланков свидетельств. Свидетельства и ведомости выдачи свидетельств направляются в общеобразовательные учреждения для организации выдачи выпускникам школ, лицеев и гимназий, а для организации выдачи выпускникам прошлых лет, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, - в департамент образования, культуры и спорта Орловской области.
Выпускник лицея № 22
г. Орла Антон Касторнов, получивший сто баллов на Едином госэкзамене и по математике, и по физике:
К сдаче ЕГЭ я готовился без репетиторов. Конечно, такого высокого результата на Едином госэкзамене я добился во многом благодаря учителям. Планирую поступать в МФТИ. Для поступления в этот вуз необходимо иметь не менее 95 баллов на ЕГЭ по математике.
На сдачу экзамена времени отводилось предостаточно. В аудиториях была рабочая обстановка, никто никого не отвлекал.
Выпускница лицея № 22
г. Орла Елена Мангушева, получившая сто баллов на Едином госэкзамене по русскому языку:
- К сдаче ЕГЭ я тоже готовилась самостоятельно. На мой взгляд, задания по русскому языку не были сложными. К сочинению специально не готовилась, я всегда их хорошо писала. Просто нужно было учесть все критерии, предъявляемые к экзаменационным работам.
Г.А. Лабейкина:
- Я хочу обратиться к очень важному документу, срок действия которого истекает в 2010 году. Это "Концепция модернизации российского образования". Одно из основных направлений модернизации - создание общероссийской системы оценки качества образования. Зачем это нужно? А это нужно для того, чтобы, прежде чем затевать реформы, знать, что мы имеем. Ведь бытовало и бытует мнение о том, что российское образование одно из лучших. Отсюда можно задаться вопросом: а может, никакие реформы не нужны?
Но когда Россия с 2000 года стала участвовать в международных мониторингах качества образования, то результаты оказались не в нашу пользу. Российские школьники при всем багаже знаний проигрывали, потому что не могли применить их на практике. Даже вопросы, заданные немного в необычной форме, ставили их в тупик. И это заставило задуматься российское Министерство образования и науки, академические институты. В России был создан Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который в 2004 году вошел как равноправный партнер в Европейский союз специалистов по оценке в системе образования. Каждый результат мониторингов изучался.
Что мешает нашим ребятам показывать высокие результаты: неудачные учебные программы, недостаточный профессионализм учителей? Хотя на всех международных олимпиадах российские школьники выглядят блестяще, но победители олимпиад - все-таки штучный товар. На рынке образовательных услуг существовало много нестандартизированных инструментариев оценки качества. Они не стыковались, они были разные, может быть, это привело к девальвации оценки. Надо было ввести что-то более-менее единое. Мы взяли зарубежный опыт, не слепо его копируя, и предложили как один из индикаторов проведение итоговой аттестации в новой форме. С 2001 года в ряде регионов начался эксперимент по введению ЕГЭ. И хотя Орловская область тогда не участвовала в нем, орловские учителя с технологией тестирования были знакомы. Любое новшество в образовании, а их сейчас очень много, должно обеспечиваться методическим сопровождением. Этим и занималась, и занимается система повышения квалификации. Учителя знакомились с технологией тестирования через различные формы - консультативные пункты, проблемные курсы и
т.д. Нередко педагоги сами выступали в роли учеников на занятиях с использованием тестов и потом знакомили ребят с технологией тестирования.
В 2007-2008 годах мы приняли участие в эксперименте по введению ЕГЭ и стали обладателями конкретных материалов. Это требовало их внимательного аналитического изучения. Результаты проведения пробных ЕГЭ по математике оказались не очень высокими, и это дало повод некоторым делать пессимистические прогнозы. А ведь цель пробного экзамена другая. Мы заведомо дали более сложные задания с тем, чтобы и ребята увидели, какой это может быть уровень. А вот уже в этом году обязательный ЕГЭ по математике ребята сдали значительно лучше.
Мы ввели дополнительный час русского языка задолго до того, как он появился в базисном учебном плане. Орловская область здесь была, как говорится, "впереди планеты всей", за что огромное спасибо методистам и учителям, которые настаивали на введении дополнительного часа. Мы давно занимались анализом текста, и успехи орловских учителей в этом направлении были видны. Усилия педагогов не пропали даром, и на ЕГЭ по русскому языку в этом году были получены достаточно высокие результаты.
Одно время учителя, как в общем и все, воспринимали экзамен как нечто новое, неожиданное, что может принести не те результаты. Вначале часть учителей старалась отговорить школьников от выбора их предмета для сдачи ЕГЭ. Это, конечно, не делает чести подобным педагогам.
Ведь ребята, выбравшие для сдачи экзамена более двух предметов, проверяют и себя, и общеобразовательное учреждение, которое выполняет перед ними обязательства.
Результаты ЕГЭ укажут нам направления дальнейшей работы с учителями, образовательными учреждениями, а также с органами управления образования на местах. Надо сказать, у большинства ребят, сдававших ЕГЭ, сложилось мнение, что форма сдачи экзамена приемлема. В то же время она сложна, психологически затратна (незнакомые организаторы, незнакомая школа). Но юноши и девушки понимали, что в такой ситуации находятся все выпускники страны.
У нас было опасение, что большое количество детей не справится с обязательными экзаменами. Эти тревожные ожидания, к счастью, не оправдались. Но за каждым процентом и долей процента не сдавших ЕГЭ - человек и его судьба. Даже те, кто не получит аттестат в этом году, задумаются: а зачем я проходил в школу 11 лет? Задумаются и родители. Ведь за те деньги, что государство тратило на образование детей, они должны были получить хорошие знания, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни.
Учителя понимают, что надо больше работать со школьниками, научить их добывать знания. Молодые люди, имея базовые знания, которые они получили во время обучения в средних общеобразовательных учреждениях, могут достичь любой поставленной цели.
А.И. Быковский:
- В этом году в нашей гимназии ЕГЭ сдавали 89 человек. Из них 13 ребят шли на медаль, которую они в результате экзамена подтвердили: ребята получили по математике 65-80 баллов, по русскому языку - 80-100. А средний балл по русскому языку составил - 62, по математике - 48, по обществознанию (один из самых сдаваемых экзаменов) - 56.
Все результаты ЕГЭ не случайны, так как дети в течение года получали примерно такие же отметки.
Как и везде, в нашей гимназии были негативные результаты: три двойки по математике. 20 июня была пересдача, будем надеяться, что эти ребята получат аттестат вместе со всеми.
За три года мы накопили определенный опыт. План подготовки к ЕГЭ базировался на работе с учителями, родителями и учениками. Учителя прошли курсы в институте усовершенствования. С педагогами работал психолог-специалист по стрессовым ситуациям, ведь многие из преподавателей не один десяток лет использовали в работе методы советской педагогики, а потому им сложно перестраиваться.
Работу с родителями и детьми мы вели с самого начала учебного года - объясняли процедуру проведения ЕГЭ, привлекали к таким беседам школьного психолога.
В целом все наши ожидания оправдались. Конечно, есть еще над чем поработать. Очень важно еще раз сакцентировать внимание родителей на предстоящем испытании для их детей: ЕГЭ у нас всерьез и надолго, ведь далеко не все родители понимают, что ЕГЭ - это будущее российского образования.
Сегодня требуется корректировка учебных программ, так как они перегружены второстепенным материалом.
Наши подготовительные контрольно-измерительные материалы (КИМы) однотипные, значит, их надо совершенствовать. Мало времени отводится на повторение.
Сегодня наши учителя работают в расчете на среднего ученика. Хотелось бы работать более целенаправленно с одаренными детьми, а также с теми, кто ориентирован лишь на получение аттестата.
В любом случае мы постараемся, чтобы результаты, которых мы достигли в этом году, и в будущем были не хуже. Надо сказать, что со временем качественный рост наших выпускников ощутим.
Г.А. Казначеева:
- При подготовке к экзамену была проведена большая базовая работа. При этом мы были абсолютно открыты - приглашали общественных наблюдателей. Организационных вопросов было достаточно. В этой связи от государственной комиссии были уполномоченные лица, в присутствии которых проводились все экзамены на пунктах.
В.В. Гомозов:
- Существуют две структуры, которые призваны наблюдать за ходом процедуры ЕГЭ: админи­стративная и общественная.
Первая структура - это уполномоченные государственной экзаменационной комиссии, вторая - общественные наблюдатели.
Состав уполномоченных государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) формируется по согласованию с государственной экзаменационной комиссией, утверждается приказом департамента социальной политики. В состав уполномоченных ГЭК входят специалисты департамента социальной политики, ведущие специалисты института усовершенствования учителей, представители областного Совета народных депутатов, муниципальных органов управления образования.
Вся работа уполномоченных строго регламентируется.
В целях обеспечения открытости и прозрачности процедур Единого государственного экзамена, информирования общественности о ходе его проведения в Орловской области создан институт общественных наблюдателей. В качестве общественных наблюдателей аккредитовались работники СМИ, члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений, члены попечительских советов образовательных учреждений, члены общественных объединений и организаций, работники образовательных учреждений, представители органов законодательной власти. В этом году возросло внимание к ЕГЭ представителей Общественной палаты.
Одно из важных условий - все эти лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей на тех пунктах проведения ЕГЭ, в которых сдают экзамены их родственники. Они могут наблюдать за процедурой проведения экзамена, но не должны вмешиваться. По итогам они могут оставить служебную записку на имя председателя государственной экзаменационной комиссии о всех нарушениях, которые они выявили в ходе экзамена. Пока таких инцидентов на территории нашей области не было.
Кроме общественных наблюдателей на пунктах проведения экзаменов присутствовали сотрудники здравоохранения, УВД и МЧС, призванные обеспечить безопасность сдающих ЕГЭ.
Н.А. Кобыченкова:
- Работники пунктов приема экзамена приступают к выполнению своих обязанностей за три часа до начала экзамена. Составляется акт проверки помещения, проводится регистрация всех категорий работников ППЭ: помощников руководителя, организаторов в аудиториях, дежурных по коридорам. В 8.30 происходит распределение организаторов и участников ЕГЭ по аудиториям, по итогам которого организаторы получают пакет документов. В 9.15 ППЭ открывается для участников ЕГЭ: сопровождающие получают списки выпускников с указанием номера аудитории и места, в вестибюле ребята подходят к организатору, держащему в руках штатив с соответствующим номером аудитории. Все лишние вещи участники ЕГЭ оставляют сопровождающему (классному руководителю) или на столе у входа в аудиторию.
В 9.45 помощники руководителя разносят по аудиториям доставочные пакеты, комплекты возвратных пакетов, черновики, дополнительные бланки ответов № 2, делая отметки в соответствующей ведомости получения материалов ЕГЭ.
В 10.00 ответственный организатор в аудитории вскрывает доставочный пакет, продемонстрировав его целостность участникам ЕГЭ, раздает индивидуальные экзаменационные пакеты и начинает инструктаж по заполнению бланков регистрации и регистрационных полей. До начала работы с КИМами организаторы проверяют правильность заполнения регистрационных бланков, соответствие вписанных данных паспортным. В случае необходимости осуществляют замену индивидуального пакета. И объявляют начало экзамена (время начала и окончания экзамена фиксируется на доске).
После того как участник ЕГЭ начал работать с КИМом, менять индивидуальный пакет организатор не имеет права. Все испорченные и неиспользованные пакеты сразу же после начала экзамена организаторы передают в штаб ППЭ.
Во время экзамена в аудиториях находятся только участники ЕГЭ и организаторы. В случае выхода одного организатора его место занимает дежурный по этажу. Пользоваться справочными материалами, средствами мобильной связи, программируемыми калькуляторами категорически запрещено. Подсчет и упаковка использованных экзаменационных материалов (заполненных бланков, черновиков, КИМов) производится организаторами в присутствии не менее трех участников ЕГЭ.
В течение 15 минут после окончания экзамена организаторы должны сдать в штаб ППЭ упакованные и возвратные бланки ЕГЭ, черновики, КИМы, протоколы проведения ЕГЭ в аудиториях и приложения к ним. Руководитель ППЭ не позже часа после окончания экзамена передает все документы и материалы участников ЕГЭ уполномоченному ГЭК для транспортировки в Региональный центр оценки качества образования.
Г.А. Казначеева:
- Два экзамена - русский язык и математика - обязательны для всех. Остальные были необходимы для поступления в вуз. Насколько вузы готовы к приему абитуриентов, большинство из которых придет со свидетельством о Едином государственном экзамене?
Е.Н. Алексеева:
- Мы очень рады тем результатам ЕГЭ, которые получили школьники нашей области в этом году. Дело в том, что мы тоже внесли определенный вклад в подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ. На протяжении всего учебного года в нашем вузе действовал нулевой курс по подготовке к сдаче Единого госэкзамена. Причем занятия проводились на этом курсе совершенно бесплатно. Учащиеся отдаленных районов области могли обучаться в рамках этого курса в базовых районных школах. Для проведения занятий на нулевом курсе привлекались наиболее опытные преподаватели университета и ведущие учителя школ области. Более тысячи детей успешно окончили этот нулевой курс, показали достаточно высокие промежуточные результаты.
Мы закупали компьютерную программу с пробными КИМами, и все желающие могли на базе университета сдать пробный ЕГЭ и уже в апреле оценить, насколько они готовы к сдаче Единого госэкзамена.
В этом году наш университет, как и все вузы России, будет проводить прием по кардинально новой схеме. Каждый вуз разрабатывает правила приема в рамках действующего законодательства в соответствии с порядком приема граждан в вузы, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ. На очное отделение практически все категории абитуриентов идут по Единому госэкзамену, исключение составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, которые предпочли сдавать экзамены в вузе. Также в категорию тех, кто может поступать на очные отделения без ЕГЭ, включены выпускники средних профессиональных заведений, которые продолжают обучение по выбранному ранее профилю. Например, если выпускник педагогического колледжа планирует поступать на педагогическую специальность, он может поступать как по ЕГЭ, так и по результатам вступительных испытаний, проводимых в вузе.
Что касается приема, то мы стараемся оптимистично смотреть в будущее, но говорить о каких-то итогах можно будет только тогда, когда этот прием будет завершен. На данный момент вуз готов к проведению приема абитуриентов в новых условиях. А для абитуриентов этот прием будет более информативен, чем все предыдущие. Теперь ежедневно обновляется информация на официальном сайте университета о ходе приема, в частности, о количестве поданных заявлений по каждой специальности, сроках приема и т. д. 25 июля прекращается прием документов на все специальности очного отделения, а 27 июля на нашем сайте будет представлен полный пофамильный перечень абитуриентов по каждой специальности с выделением списка рекомендованных к зачислению. Особенностью приема 2009 года является то, что абитуриент может отправить свои документы в неограниченное количество вузов. И вузы понимают, что не все абитуриенты, подавшие заявления о приеме, в конечном итоге выберут именно это высшее учебное заведение. Теперь зачисление будет проводиться в несколько этапов и завершится для абитуриентов очной формы обучения 21 августа.
Приемная комиссия начала работать с 19 июня. Среди абитуриентов не только выпускники 2009 года, но и выпускники прошлых лет. Некоторым из них предстоит сдавать ЕГЭ в дополнительные сроки с 7 по 17 июля. Они должны подать заявление до 5 июля в приемную комиссию университета. Хотелось бы добавить, что теперь эти ребята приносят документы в вуз и именно вуз составляет списки и принимает от абитуриентов заявления на сдачу ЕГЭ во второй волне.
Г.А. Казначеева:
- Министерство образования и науки обещает, что уже с сентября будут известны предметы, необходимые для поступления на ту или иную специальность, на сайте появятся все примерные задания, которые будут содержаться в КИМах по русскому языку и математике. Хотелось бы пожелать всем школьникам успешной учебы и плодотворной подготовки к Единому государственному экзамену.
* * *
Первая волна ЕГЭ завершилась, можно делать некоторые выводы. И, пожалуй, главный из них в том, что если учащиеся под руководством педагогов будут добросовестно готовиться к этому испытанию, то успешно сдать ЕГЭ им вполне по силам. Учеба - это важное и ответственное дело и надеяться на "авось" при сдаче экзамена уже нельзя.
Светлана АНИСИМОВА,
Эльвира ЛЕГОСТАЕВА.
Фото Вячеслава МИТРОХИНА


24.06.2009 07:38

Похожие новости

Ветеранских организаций только в Советском районе г. Орла насчитывается около 50. Направляет и координирует их работу районный совет, во главе которого стоит человек, прошедший афганскую войну, полковник УВД в отставке И.И. Пахомов. Дверь кабинета, в котором располагается совет, гостеприимно распахнута для пожилых людей. Здесь всегда шумно и оживленно: одни спешат поделиться новостями, другие - пообщаться с друзьями, рассказать о своих проблемах, третьи - предложить конкретную помощь.  
Вчера, 22 июня, исполнилось 68 лет с начала Великой Отечественной войны - самой кровопролитной за всю историю человечества. В этот день по всей стране прошли мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби, печальной и трагической дате в истории нашей страны. Город воинской славы, город первого салюта Орел вспоминал всех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины. Памятные мероприятия начались в сквере Танкистов. Почтить память погибших и сказать слова благодарности ныне здравствующим ветеранам Великой Отечественной пришли все, кто помнит и чтит подвиг советского народа, спасшего не только наше Отечество, но и остальной мир от "коричневой чумы".  
В минувшую субботу в Академии ФСО России прошел торжественный выпуск молодых офицеров. Офицерский корпус спецслужб России получил новое пополнение в лице более четырехсот выпускников академии. На плацу, где был построен личный состав учебного заведения, торжественная церемония началась с выноса Государственного флага России и боевого знамени части. На ритуале выпуска молодых офицеров присутствовали губернатор Орловской области А.П. Козлов, председатель областного Совета народных депутатов И.Я. Мосякин, главный федеральный инспектор в Орловской области В.В. Кабанов, а также делегации администрации Орловской области и города Орла, областного и городского Советов народных депутатов, руководители территориальных подразделений силовых ведомств, руководители орловских вузов, ветераны органов специальной связи и информации ФСО России.  
В Курской области в Коренной пустыни (местечко Свобода) состоялось выездное заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Совещание провел полпред Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко. Основная тема заседания: "Приоритеты долгосрочного развития регионов ЦФО: последствия мирового финансово-экономического кризиса и посткризисные корректировки".  
На последнем заседании совета Общественной палаты Орловской области рассматривался вопрос об участии общественных организаций в социально-экономическом развитии Орловской области в рамках реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. В заседании совета приняли участие первый заместитель губернатора и председателя правительства Орлов­ской области Б.М. Коновалов, архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон, представители органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнеса. Открывая работу заседания, председатель совета Общественной палаты Орловской области С.А. Мальфанов сказал, что в условиях кризиса очень важно сохранить социальную стабильность.