ОБО ВСЁМ


Секты: скрытая угроза

В современных условиях мы являемся свидетелями проявления все большего интереса к проблемам духовной жизни. Одним из показателей этого выступает процесс религиозного возрождения, различными аспектами которого являются существенное увеличение числа верующих, усиление доверия к Церкви, рост общественного интереса к религии, развитие религиозной культуры. Многие люди связывают с религией определенные надежды на то, что она сможет стать одной из ведущих моральных сил, которая будет способна решить многие проблемы как нашего общества в целом, так и те проблемы, с которыми сталкивается каждый человек в своей жизни. Люди вновь потянулись к религии как к средству выживания в нашем бурном мире.



В настоящее время религиозная ситуация в российском обществе в определенной степени стабилизировалась, наблюдается приостановление роста числа верующих традиционных конфессий - христианства, мусульманства, буддизма; но одновременно все большую активность проявляют представители модернистских, радикальных, обычно иностранных по происхождению, культов и сект. По всей видимости, это связано с духовным опустошением части населения нашей страны, нарушением привычного образа жизни, сложившихся жизненных стереотипов, стрессами, которые охватили многих россиян. Попытки выйти из этой ситуации толкают их в объятия религиозных культов, многие из которых обещают спасение "здесь и сейчас" и скорейшее разрешение всех жизненных невзгод.
К сожалению, большая часть религиозных новообразований ставит перед собой цель не спасение человечества, не помощь ему, а извлечение выгоды, прежде всего материальной, в виде денег, квартир, прочего имущества, которым владеют граждане и которое они "во имя Господа Бога" жертвуют "посланцам Бога".
Государство начинает приходить к выводу, что необходимо защищать своих граждан от разрушительного воздействия действующих и вновь образуемых деструктивных культов, которые наносят вред не только самому адепту, но и членам его семьи, родственникам, друзьям, да и всему обществу.
В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и прогрессирует страшная социальная болезнь - неспособность различать добро и зло, истину и ложь. Поэтому необходимо оградить общество от действия дестабилизирующих элементов и защитить его от всего чуждого и негативного. И одним из моментов здесь является необходимость разъяснения людям сути и назначения всех этих религиозных новообразований. Зачастую эти новообразования имеют характер деструктивного культа. Их деятельность носит разрушительный характер как по отношению к естественному гармоничному духовному, психическому и физическому состоянию личности, так и по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся в обществе, социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом. В то же время не стоит забывать и о том, что "религия остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятельности". Но одновременно религия является одним из самых действенных факторов, влияющих на жизнь общества.
В своей деятельности различные деструктивные культы используют разнообразные техники контроля над сознанием адептов с целью удержания, "привязки" человека к религиозной организации, постановки его в психическую зависимость. Можно выделить несколько методов контроля сознания.
Первый. Групповое давление и "бомбежка любовью", что уничтожает всякое сомнение и усиливает потребность в принадлежности к существующей организации. При этом используются различные игры, групповое пение, многочисленные объятия, прикосновения и откровенная лесть. Используя эту методику, лидеры сектантов своей сверхназойливостью пытаются вызвать у своих адептов или вербуемого в культ ощущение, что они ждут только его, что - это нечто особенное и общаться с ним им очень и очень приятно. После этого новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту, он постоянно находится в окружении нескольких приставленных к нему опытных адептов, обязанных "сотрудничать" с ним и вовлекать его в свою структуру.
Второй. Изоляция или отделение от внешнего мира, от привычного окружения. Все это создает невозможность или отсутствие желания анализа, проверки получаемой информации от своих новых "знакомых", сверять ее с реальностью.
Третий. Техники, останавливающие мышление. Для этого новобранцы регулярно занимаются медитацией, монотонным пением и повторяющимися действиями. Все это при чрезмерном использовании создает состояние высокой внушаемости.
Четвертый. Регулярное использование исповедей для извлечения признаний под предлогом создания близости и обнаружения страхов. У новообращенных при этом появляется чувство эмоциональной уязвимости, так как по отношению к ним применяются явные и завуалированные угрозы и чередуются в зависимости от ситуации методы "кнута и пряника". Все это вызывает неподдельный страх и состояние определенной вины.
Пятый. Отказы от сна. Это объясняется необходимостью занятий специальными духовными упражнениями, проведением различных тренингов или же работой по осуществлению срочных проектов или же выполнением планов.
И шестой. Специальное питание. Оно маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.
Вся эта чувственная и духовная перегрузка навязывает вероятным новообращенным принятие комплекса из новой доктрины, целей, задач и определений. При этом стараются заменить у человека прежние ценности, нормы и установки на новые посредством усвоения огромной массы информации за сравнительно короткое время с очень ограниченной возможностью критического ее восприятия и проверки.
Все эти методы контролирования сознания осуществляются на протяжении нескольких стадий:
психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотизации сознания; изменение, т. е. создание и навязывание новой идентичности, и замораживание,
т. е. консервация новых стереотипов.
Контроль сознания протекает в четырех основных формах: контроль поведения; контроль информации; контроль мыслей и контроль чувств.
Свобода покинуть культ во многих религиозных новообразованиях, имеющих деструктивный характер, обычно провозглашается только на словах. Человеку, попавшему в сети религиозных вербовщиков - а с ними мы сталкиваемся довольно часто на улицах наших городов, у порогов своих квартир, - довольно трудно покинуть эти структуры. Но даже если эта попытка и увенчается успехом, то человек все равно будет чувствовать себя чужим в окружающем его социуме. Как показывает практика, у таких людей происходит нарушение собственной идентичности, наблюдается депрессивное состояние, расстройство сна, кошмары, возникают проблемы с принятием решений, ухудшается психологическое состояние, появляются сексуальные проблемы и т. п. И в этом случае он практически не может обойтись без помощи специалистов-медиков, психологов и даже психиатров.
Необходимо отметить, что деятельность таких религиозных и псевдорелигиозных организаций и объединений, которая во многих случаях наносит ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью человека и его личности, приобретает все больший размах. Чаще всего в их деятельность вовлекается молодежь. В то же время ведущей силой в религиозной картине общества остается Русская православная церковь. Так, в Орловской области из 170 зарегистрированных религиозных организаций 134 относятся к православному христианству. Но имеются и псевдорелигии, эксплуатирующие и нарушающие свободу совести, вероисповеданий или убеждений. Одни из них настаивают на слепом повиновении их руководителям, другие учат своих приверженцев подавлять в себе жизненные силы, всякое критическое мышление, третьи проповедуют уход из существующего реального мира в мир вымышленных иллюзий, четвертые воспевают единство группы в ущерб развитию личности и семейных отношений, пятые выступают за отказ человека от его социальной и политической жизни и т. п. Такие примеры мы можем наблюдать и в нашей области. Но особую опасность представляют те структуры, которые пытаются воздействовать не только на отдельную личность, но и делают попытки включиться в борьбу за политическую власть с целью воздействия на все общество в целом.
При этом используются такие методы психического и психологического воздействия, которые оказывают вредное влияние на личность как отдельного человека, так и общество в целом. По данным экспертных заключений, через 2-3 месяца после вступления в псевдорелигиозные организации происходят выраженные изменения в поведении, психическом состоянии и структуре личности. Это выражается в том, что новообращенные адепты отчуждаются от своих родителей, родственников, проявляют нередко к ним враждебные чувства, уходят из родительского дома, отказываются от учебы и работы и полностью погружаются в деятельность религиозной организации. Зачастую они отказываются от чтения художественной литературы, газет, журналов, от пользования другими средствами массовой информации. У них наступает замкнутость, они теряют друзей, интерес к противоположному полу, утрачивают свои прежние интересы. Все это заменяется многочасовым исполнением религиозных гимнов, молений и медитаций. В конечном итоге это приводит к психическому, а зачастую и физическому истощению. У адептов формируется чувство полной убежденности в правоте учений своих духовных лидеров; необходимости частых пожертвований в их адрес денежных средств и различных материальных ценностей.
Общество не должно мириться с этим, оно должно защищать своих членов от пагубного воздействия таких религиозных деструктивных сил.
А.А. Елисеев,
А.Л. Елисеев.


27.06.2009 08:54

Похожие новости

Все мы, как правило, вспоминаем уроки труда как самые занимательные занятия в школе. Как отрадно после длинных математических формул или контрольной по физике заняться вязанием, вышиванием, приготовлением ароматных пирогов. Мальчишки всегда с воодушевлением приступают к станкам, азартно выпиливают всевозможные заготовки. В школе села Фатнево Болховского района ребята и девчата на уроке труда не разделяются. Они все идут "трудиться" к любимой учительнице Марине Александровне Шкурченко, которая благодаря своему обаянию и трудолюбию может заинтересовать современных "компьютеризованных" детей простым рукоделием.  
На днях в УВД по Орловской области прошла пресс-конференция, посвященная 100-летию со дня образования кинологической службы в системе МВД России. О буднях кинологов и их питомцев рассказал начальник центра кинологической службы УВД по Орловской области, капитан милиции Эдуард Валерьевич Руденький. Затем мохнатые воспитанники продемонстрировали чудеса своего профессионального мастерства. Центр кинологической службы УВД, расположившийся на окраине города Орла, самостоятельно найти непросто. Понадобилось несколько минут езды на машине от конечной остановки трамвая № 4, прежде чем перед высоким забором с металлическими воротами громогласный лай возвестил о том, что мы на месте.  
По просьбе наших читателей начальник Управления социальной защиты населения департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Н.В. Ужокин сегодня рассказывает о том, как руководимое им ведомство при взаимодействии с другими региональными структурами организовывает летний отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как пояснили специалисты управления, в указанную категорию входят дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, а также имеющие тяжелые заболевания; дети из малоимущих семей; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, и другие "малые наши", которых в чем-то обделила судьба.  
В начале июня началась реализация молодежного проекта "Семь чудес Орловщины". В течение двух месяцев жителям области предстоит выбрать семь наиболее интересных и привлекательных для туристов культурно-исторических мест нашего края. Любой орловец вправе будет высказать свое мнение о ценности таких объектов, как парк "Дворянское гнездо", усадьба художника В.Г. Шварца в д. Белый Колодезь Первый Колпнянского района, Кривцовский мемориал, исток Оки в Глазуновском районе и многих других.  
Так сложилось, что семья Хромовских-Архиповых состоит из одних женщин: бабушки Клары Николаевны, мамы Елены и трех красавиц дочек - Юлии, Клары и Мирославы. Эти женщины всегда привыкли рассчитывать только на себя. До недавнего времени так оно и было. Беда постучалась в двери этого дома неожиданно - тяжело заболела младшая девочка, девятилетняя Мирослава. Всегда такая подвижная и веселая, Мира начала таять на глазах. После новогодних каникул девочка пожаловалась на боли в спине, руках и ногах. У ребенка без особых на то причин поднималась высокая температура. А когда сдали кровь на анализ - результаты потрясли и родных и врачей: предельно низкие лейкоциты, низкий гемоглобин.