ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Как исполняется бюджет

В областном Совете народных депутатов состоялись публичные слушания по проекту отчета об исполнении областного бюджета за 2008 год. В работе слушаний приняли участие заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области, руководитель аппарата губернатора и правительства области И.Ю. Гармаш, заместитель председателя областного Совета народных депутатов А.А. Лабейкин, депутаты областного Совета, руководители департаментов правительства области, председатели районных (городских) Советов народных депутатов, представители общественных организаций.



С вступительным словом к собравшимся обратился председатель областного Совета народных депутатов И.Я. Мосякин. Он сказал, что отмечается стабильный и динамичный прирост доходов областного бюджета - за пять лет их объем вырос в 2,7 раза. Но вместе с тем влияние мирового финансового кризиса во второй половине 2008 года сказалось на поступлении собственных доходов областного бюджета - несмотря на их рост по сравнению с 2007 годом, недовыполнены бюджетные назначения по основным бюджетообразующим налогам - налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в результате чего бюджетом недополучено более
72 млн. рублей.
В текущем году доходы бюджетов резко упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но при этом объем принятых социальных обязательств перед населением области значительно увеличился (в том числе за счет индексации различных видов пенсий и пособий), и они должны быть выполнены.
С докладом об исполнении областного бюджета за 2008 год выступила руководитель департамента финансов В.Г. Щипкова. Она отметила, что первоначально принятые показатели бюджета корректировались в сторону увеличения. Благодаря этому доходная часть бюджетов (как консолидированного, так и об­ласт­ного) была увеличена. Увеличилась и расходная часть. По доходной части он был увеличен на 117% (на 2 млрд. 917 млн. рублей); по расходной части на 116% (2 млрд. 815 млн. руб.).
В итоге консолидированный бюджет был запланирован по доходам в сумме 18 млрд. 767 млн. рублей; по расходам - 19 млрд. 685 млн. Дефицит - 918 млн. рублей. Областной бюджет по доходам - 15 млрд. 70 млн. рублей, по расходам - 15 млрд. 838 млн. рублей, при дефиците 768 млн. рублей. Это плановые показатели бюджета. Несмотря на снижение темпов роста доходов в декабре прошлого года, исполнение консолидированного бюджета по доходам составило 19 млрд. 373 млн. рублей, что выше планового показателя на 103% и фактического показателя 2007 года на 137%. Превышение плановых показателей областного бюджета составило 102,5%. Кассовые расходы увеличились на 140% и составили 18 млрд. 504 млн. рублей. В первоочередном порядке финансировались защищенные статьи, публичные обязательства. Меры социальной поддержки были произведены в полном объеме. Не было задолженности по единовременным денежным выплатам (ЕДВ), оплате льгот по коммунальным платежам отдельным категориям граждан. Кроме того, досрочно выплачены ЕДВ за январь этого года труженикам тыла, ветеранам труда, ежемесячные пособия на детей, пособия на детей в многодетных семьях и другие.
Расходы областного бюджета в целом исполнены на 15 млрд. 78,9 миллиона рублей.
Председатель контрольно-счетной палаты Орловской области В.Ф. Курганников ознакомил присутствующих с заключением КСП на отчет об исполнении областного бюджета за 2008 год.
Уточненный бюджет на 2008 год по доходам составил 15 070 млн. рублей, по расходам - 15 838 млн. рублей, дефицит - 768,3 млн. рублей, или 8,5% объема собственных доходов. Фактически в бюджет поступило доходов 15 444 млн. рублей, расходы составили 15 078 млн. рублей, профицит бюджета - 365,3 млн. рублей. Профицит сложился в основном за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета и невыполнения расходных обязательств на общую сумму 759,3 млн. рублей.
И все же, несмотря на высокие темпы роста доходов и неоднократное внесение поправок в бюджет, не выполнены бюджетные назначения по налогу на прибыль, на доходы физических лиц, акцизам на алкогольную продукцию на общую сумму свыше 83 млн. рублей. При этом недоимка по начисленным налогам на конец года составила 145,4 млн. рублей, возросла за год на 22,7 млн. рублей.
По собственным неналоговым доходам бюджетные назначения перевыполнены, но они незначительны, составляют всего 1,3% доходов областного бюджета, или 113,7 млн. рублей, половина из которых - от операций по продаже или передаче в аренду земельных участков. Результаты проверки КСП показали, что при эффективном использовании предоставленных полномочий департаментом имущественной, промышленной и информационной политики доходы областного бюджета могли бы быть значительно выше.
Областной бюджет по расходам в 2008 году исполнен на уровне 95,2%, в том числе за счет бюджетного финансирования на 95,4%, средств от предпринимательской деятельности - на 87,2%. Темпы роста расходов к 2007 году - 143%.
Анализ исполнения бюджета по его основным разделам с учетом внесенных в течение года поправок свидетельствует, с одной стороны, о неравномерном уровне исполнения бюджета по отдельным разделам и ведомствам (главным распорядителям), а с другой - о непродуманности, необоснованности многих поправок. Так, расходы по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в течение года поправками увеличивались, а в итоге исполнение составило ниже первоначального уровня. То же самое по разделам 07 "Образование", 08 "Культура", 09 "Здравоохранение", 10 "Социальная политика". Исполнение бюджетных назначений по отдельным разделам составило от 62,7% до 99,8%, по отдельным ведомствам от 86,9% до 99,9%. Исполнение бюджета по расходам произведено не в полном объеме по всем получателям.
Исполнение бюджетных обязательств по субсидиям бюджетам муниципальных образований составило 94,6%. При этом финансирование объектов капитального строительства за счет субсидий из областного бюджета исполнено на 30%, а за счет федеральных средств - на 100%, а по ФЦП "Жилище" обязательства за счет областного бюджета исполнены на 100%, а за счет федерального - на 79,9%.
Расходы бюджета на реализацию 21 областной программы утверждены в сумме 368,4 млн. рублей, исполнены на 310,1 млн. рублей, или на 84,2%. Только 9 программ исполнены на 100%. Программа "Развитие малоэтажного индивидуального строительства" профинансирована на 80,2%, "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой" - на 14,5%. Только в сентябре был утвержден порядок финансирования мероприятий ОЦП "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации", поэтому из выделенных средств часть была не освоена и возвращена в бюджет; исполнение программы составило 53,9%. По ряду программ ассигнования, утвержденные законом о бюджете, меньше объемов финансирования, предусмотренных программами на 2008 год. Так, на программу "Молодежь Орловщины" в бюджете утверждены расходы только на 41% потребности, "Онкология" - 80%, "Дети Орловщины" - 92%, а профинансировано уже от них 75,5%, "Культура" - 66% от потребности утверждено, а от них исполнено 89,7%.
- Из всего отмеченного напрашивается вывод о недостаточном качестве бюджетного планирования и недостаточно ответственном исполнении бюджета. Главной причиной этому явилась слабая координирующая роль коллегии области как на этапе разработки бюджета, так и в его исполнении, - сказал В.Ф. Курганников.
Заслуживают внимания и предложения, высказанные в ходе публичных слушаний заместителем руководителя управления Федеральной налоговой службы России по Орлов­ской области Н.Ф. Гришаевым.
Он, в частности, считает, что совсем необязательно издавать документы протекционистского характера по защите интересов орловских производителей. Гораздо эффективнее обеспечить достойное присутствие и рекламу орловских товаров в большинстве магазинов нашей области. Для этого есть все необходимые административные возможности.
В качестве мер по поддержке реального сектора экономики он считает целесообразным выйти с предложением в Правительство РФ о введении фиксированного платежа в виде патента для индивидуальных предпринимателей-производителей, доходы которых от производства в общем объеме выручки составляют более 70%, а среднесписочная численность работников не превышает 50 человек.
Также необходимо существенно снизить учетную ставку Центробанка и целесообразно заморозить тарифы естественных монополий.
Председатель комитета по бюджету, налогам и финансам областного Совета народных депутатов А.М. Кирин считает, что неоднократные корректировки бюджета связаны не только с развитием налоговой базы, со сверхплановым поступлением доходов, но и с наличием просчетов в планировании и недостаточным администрированием платежей со стороны соответствующих служб. Как и в предыдущие годы, на сегодня не совсем еще решена задача повышения качества планирования, имеет место не полное соответствие прогнозных и фактических характеристик, что снижает качество управления общественными финансами.
Из года в год увеличивается объем межбюджетных трансфертов (в 2008 году их удельный вес составил 36,5 процента всех расходов областного бюджета). Но он обратил внимание руководителей органов местного самоуправления на то, что не всегда своевременно представляются необходимые документы для получения финансовой помощи, иногда завышаются объемы заявок, что в конечном счете отражается на итогах исполнения тех или иных программ и приводит к увеличению остатков неосвоенных бюджетных средств. Всего за 2008 год муниципальными образованиями области недоосвоено различного вида субвенций и субсидий на сумму более 70 млн. рублей.
В обсуждении вопроса также приняли участие депутаты областного Совета народных депутатов Н.В. Варламов,
А.Н. Тихонов, В.В. Утешев, М.Е. Ивашина, руководитель департамента экономики Ю.А. Есипов, начальник управления государственных программ и инвестиций департамента сельского хозяйства Т.В. Шейкина, председатель Глазуновского районного Совета народных депутатов Н.Е. Мазина, председатель областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Н.М. Кутузов и другие.
-В заключение хочу отметить, что сегодня состоялся объективный обмен мнениями, - подвел итоги публичных слушаний Иван Яковлевич Мосякин. - Естественно, выступления отражают определенную обеспокоенность. Но думаю, что в ходе нашей встречи мы получили исчерпывающие ответы на многие наши вопросы.
Мы обсудили итоги исполнения областного бюджета за 2008 год. Наступает время работы над бюджетом 2010 года. Бюджетная политика в кризисных условиях должна формироваться с должной степенью осмотрительности и ответственности, необходимо учитывать, что спад производства, безусловно, влияет на доходы бюджетов. Решения по расширению бюджетных обязательств должны приниматься с учетом их эффективности.
На сегодня, как отмечалось и в выступлениях, и в заключении контрольно-счетной палаты, имеют место недостатки в планировании, не всегда на должном уровне проводится обоснование бюджетных расходов, имеются недостатки в администрировании отдельных видов доходов.
- Считаем, что правительству области необходимо учесть высказанные сегодня и отмеченные в заключении контрольно-счетной палаты предложения и с целью наглядной оценки результативности исполнения бюджета следующего года формировать бюджет 2010 года с указанием каждого вида доходов, а не общей суммой, - сказал Иван Яковлевич Мосякин.
Участники публичных слушаний рекомендовали Орловскому областному Совету народных депутатов принять проект закона Орловской области "Об исполнении бюджета за 2008 год"; правительству Орловской области - продолжить работу по созданию благоприятного инвестиционного климата, оптимизации бюджетных расходов; при разработке проекта областного бюджета на 2010 год - обратить внимание на сохранение приоритетов социальных расходов и программ.
Главным администраторам доходов областного бюджета - органам исполнительной государственной власти - рекомендовано принять дополнительные меры по увеличению доходов областного бюджета за счет улучшения их администрирования, а также повышения эффективности управления государственной собственностью области.
Департаменту финансов Орловской области - принять меры по повышению качества финансового планирования, по внедрению программно-целевого бюджетирования; в проекте областного бюджета на очередной финансовый год доходы областного бюджета планировать в разрезе их видов согласно классификации доходов бюджетов.
Главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств рекомендовано провести инвентаризацию действующих расходных обязательств; при планировании расходов, в том числе на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, исходить из реальной численности получателей пособий, принять меры по повышению эффективности бюджетных расходов и ряд других мер.
Управлению федеральной налоговой службы по Орловской области рекомендовано активизировать работу по сокращению задолженности по налоговым платежам и сборам в бюджет, улучшению администрирования транспортного налога, налога на имущество организаций.
Проект закона Орловской области "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" будет рассмотрен сегодня в первом чтении на 27-м заседании Орловского областного Совета народных депутатов.
Вячеслав КОЛДОМОВ.


30.06.2009 07:59

Похожие новости

В субботу в здании Главпочтамта состоялась акция по розыгрышу призов среди наших читателей, продливших подписку на следующее полугодие. Такая форма активного взаимодействия "Орловской правды" со своими подписчиками прочно вошла в практику работы нашего издания и каждый раз привлекает большое число участников. На этот раз главным призом акции стала туристическая путевка на двух человек в Турцию. Такое поощрение для читателей газеты стало возможным благодаря сотрудничеству с центром отдыха и путешествий "АЭРОТУР".  
Вчера в Орловском государственном аграрном университете прошел торжественный выпуск молодых специалистов. Стены университета покинули 722 выпускника, 143 из них окончили вуз с отличием. Более половины молодых аграрников отправятся трудиться на сельскохозяйственные предприятия области. В числе почетных гостей праздничного мероприятия, проходившего в концертном зале Дворца молодежи ОрелГАУ, были губернатор и председатель правительства Орловской области А.П. Козлов, председатель комитета Государственной думы по аграрным вопросам, депутат Государственной думы В.П. Денисов, главный федеральный инспектор в Орловской области В.В. Кабанов, заместитель губернатора и председателя правительства области, руководитель аппарата губернатора и правительства Орловской области И.Ю. Гармаш, а также заместители председателя правительства Орловской области: руководитель блока социального развития В.В. Поляков, руководитель агропромышленного блока В.М. Серов, руководитель блока финансово-экономического развития Ю.Н. Парахин; первый заместитель мэра г. Орла В.В. Еремин, председатель Орловского городского Совета народных депутатов В.И. Уваров, военный комиссар Орловской области генерал-майор В.А. Козлов, руководители районов, агрохолдингов, агрофирм и предприятий.  
Накануне форума, обращаясь с приветственным словом к потенциальным инвесторам, губернатор области А.П. Козлов акцентировал внимание на том, что стабилизация экономики региона, его последующее развитие неразрывно связаны с активизацией инвестиционной деятельности. В самом деле, инвестиционные ресурсы определяют перспективу расширения и диверсификации производства, инновационного развития, повышения конкурентоспособности и создания условий для выхода на внешние рынки. И, надо сказать, очень многие инвесторы охотно откликнулись на призыв орловского губернатора. Причём как, по словам Александра Петровича, "наши добрые друзья - инвесторы, которые не один год уже работают в Орловской области", так и новые деловые партнёры, решившие на собственном опыте убедиться в благоприятности инвестиционного климата Орловщины.  
Агропромышленный комплекс по-прежнему остается самой привлекательной для инвесторов отраслью экономики нашей области. И это еще раз получило подтверждение на только что завершившем свою работу в Орле инвестиционном форуме. По предварительной оценке, объем соглашений, заключенных с начала текущего года между правительством области и различными новыми и уже работающими в регионе инвестиционными компаниями, уже превысил 26 миллиардов рублей.  
Пленарное заседание круглого стола на тему "Малый и средний бизнес как один из приоритетов экономической политики региона" проходило 25 июня в конференц-зале бизнес-центра комплекса "МегаГРИНН". В нем приняли участие представители администрации области, областного Совета народных депутатов, предпринимательских структур, кредитных организаций, общественных объединений. Организатором круглого стола выступил департамент экономики Орловской области. Участников заседания приветствовал руководитель департамента Ю.А. Есипов. Вел заседание круглого стола председатель совета областной общественной организации "Союз предпринимателей", депутат Орловского областного Совета народных депутатов С.Г. Потемкин.