ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Выбор

Состоявшееся в минувший вторник 27-е заседание Орловского областного Совета народных депутатов оказалось не только чрезвычайно насыщенным - на него было вынесено около тридцати законопроектов, но и весьма эмоциональным. Довольно оживлённо обсуждался 12-й пункт повестки дня - "Об исполнении областного бюджета за 2008 год", но особенно 23-й - "Об утверждении дополнений к мировым соглашениям". О них более подробно и поговорим.



Бюджет-2008 - "картинка" на память
Не секрет, что облбюджет всегда был в зоне пристального внимания депутатского корпуса. Пусть даже речь идёт о "кошельке", уже сыгравшем (иное дело - хорошо или не очень) свою роль и ставшем достоянием истории. Здесь важно другое - и, кстати, на это обращали внимание депутаты - способность извлекать уроки из бюджетного процесса: чтобы бюджет нового финансового года не повторял ошибок предыдущего. Согласитесь, это никогда не помешает, а в условиях серьёзного финансово-экономического кризиса - тем более.
А теперь давайте вслед за руководителем департамента финансов области В.Г. Щипковой - она выступала с докладом на сессии - посмотрим, как же наполнялся и расходовался наш бюджет-2008.
Сразу скажем, что минувший год для нашего региона был одним из самых удачных в плане социально-экономического развития. Принятые параметры бюджета неоднократно корректировались в сторону увеличения. В итоге по доходам он вырос на 117?% - это 2 млрд. 917 млн. рублей, по расходам - на 116?% (2 млрд. 815 млн. рублей).
Итак, консолидированный бюджет был запланирован по доходам в сумме 18 млрд. 767 млн. рублей, по расходам - 19 млрд. 685 млн. рублей. Дефицит составил 918 млн. рублей. Плановые показатели областного бюджета сложились в таком виде: доходы - 15 млрд. 70 млн. рублей, расходы - 15 млрд. 838 млн. рублей, дефицит - 768 миллионов.
Даже негативное влияние финансово-экономического кризиса, активно начавшее проявляться в декабре прошлого года, не "смазало" красивой "картинки": исполнение консолидированного бюджета по доходам составило 19 млрд. 373 млн. рублей - это выше планового показателя на 103?% и на 137?% (5 млрд. 181 млн. рублей) - фактического показателя 2007 года. То же самое и по областному бюджету: его исполнение составило 102,5?% - это 15 млрд. 444 млн. рублей. По собственным доходам исполнение бюджета составило 99,7?% (8,5 млрд. рублей). Как отметила В.Г. Щипкова, основная часть собственных доходов и консолидированного, и областного бюджетов была обеспечена благодаря поступлениям налога на доходы физических лиц - 5 млрд. 216 млн. рублей. Рост НДФЛ в 2008 году составил 136?%
(1 млрд. 373 млн. рублей). Показательно, что многие районы по этому налогу ушли далеко за плановый рубеж. Например, Кромской район получил 155?% НДФЛ, Покровский - 159?%, Ливенский - 151?% и т. д.
Другой важнейший источник пополнения бюджета - налог на прибыль. Его было получено
2 млрд. 982 млн. рублей - это 134?% к "факту" 2007 года.
На 143?% выросли поступления налога на имущество организаций. В 1,5 раза увеличились поступления по единому налогу по упрощённой системе. Более чем в 2 раза выросли поступления по сельхозналогу.
По данным В.Г. Щипковой, кассовые расходы возросли на 140?% (5,5 млрд. рублей) и составили 18 млрд. 904 млн. рублей. Разумеется, в первоочередном порядке финансировались защищённые статьи бюджета, публичные обязательства - это 12 млрд. рублей.
В полном объёме были произведены и меры социальной поддержки - на 597 млн. рублей. Не было задолженности по единовременным денежным выплатам, оплате льгот по коммунальным услугам отдельным категориям граждан. Кроме того, досрочно были выплачены единовременные денежные выплаты за январь 2009 года труженикам тыла, ветеранам труда, ежемесячные пособия на детей, пособия на детей в многодетных семьях. Заработная плата выплачена в сумме 8 млрд. рублей - рост 127?%.
Ещё очень важный показатель: бюджетные ассигнования в социальную сферу в консолидированном бюджете составили 12 млрд. 613 млн. рублей - это 67?% от общего объёма расходов. Исполнение бюджетных ассигнований по капитальным вложениям составило 1 млрд. 821 млн. рублей - в 2 раза больше, чем в 2007 году. На 132 млн. рублей было построено газовых сетей, на 27 миллионов переведено котельных на газовое топливо. Велось строительство поликлиник и больниц в Покровском, Свердловском, Троснянском, Корсаковском и Хотынецком районах, а также в Ливнах и Орле. На 24,5 млн. рублей было куплено жилья детям-сиротам, на 42,5 миллиона - инвалидам войны и боевых действий. Разумеется, это далеко не полный перечень социальных вложений бюджета, уже несколько лет имеющего ярко выраженную социальную направленность.
Серьёзная поддержка была оказана в прошлом году из бюджетов всех уровней сельхозпроизводителям - 1 млрд. 590 млн. рублей (152?% к уровню 2007 года).
- Областной бюджет 2008 года по доходам исполнен на 15 млрд. 444 млн. рублей, по расходам - 15 млрд. 79 млн. рублей, профицит - 365 миллионов, - лаконично подвела итоговую черту В.Г. Щипкова и предложила утвердить бюджет-2008 в двух чтениях.
И по доходам, и по расходам бюджет в 2008 году сложился хороший, согласился с руководителем департамента финансов области депутат А.С. Кононыгин, но почему, поинтересовался он, не гасилась основная сумма задолженности: в этой графе стоит "минус 231 миллион рублей - раз хороший бюджет, почему долг не отдавали?".
- Дело в том, что в 2008 году у нас были неурегулированные долги по кредитам сельхозпредприятий, которые брались в 1996 году в объёме 170,3 млн. рублей, - пояснила В.Г. Щипкова. - В 2008 году мы их погасили. По каждому заёмщику, получившему кредиты до 2005 года, мы провели ревизию долгов. Те, кто попал в график реструктуризации долгов, соблюдают его - выплачивают необходимые суммы. С теми, кто не стал платить или нарушил сроки уплаты долгов, мы разбирались в суде. Получены исполнительные листы на сумму более 600 млн. рублей. Так что по долгам всё урегулировано, - заверила Валентина Григорьевна.
Не секрет, что некоторые наши школы, а также учреждения культуры находятся в плачевном состоянии. Такой развал длится десятилетиями - и никакого просвета. Из-за вечного безденежья, конечно. Хотя все прекрасно понимают, что это не просто ненормальная ситуация - это прямой путь к ЧП. Возможно, с уголовными последствиями... Так как всё-таки быть, тревожно поинтересовался депутат В.В. Утешев, с аварийными школами?
Ответ В.Г. Щипковой вселил оптимизм. По её словам, в первую очередь теперь финансироваться будут как раз школы, нуждающиеся в срочном ремонте. Буквально на днях подписано соглашение с федеральным центром о финансировании трёх аварийных школ: 30 млн. рублей даёт федеральный бюджет, ещё 20 миллионов - областной. Кроме того, в титульный список попали школы, уже имеющие высокую степень готовности. Затевать новое строительство пока не стоит. Что ж, логично.
Бюджет - живой документ, который готовят живые люди. Мы хотим сказать, даже детально проработанный, он может содержать ошибки. На то и депутаты, чтобы отслеживать чёткое, в соответствии с законом исполнение главного финансового документа региона. Итоги исполнения бюджета 2008 года показывают, считает депутат В.Н. Иконников, что исполнительная власть не принимала должных мер по эффективному использованию госимущества и земель: такие доходы в общем объёме собственных доходов ничтожны - всего 73 млн. рублей.
Или взять поддержку малого предпринимательства: при плане 5,5 млн. рублей фактическое исполнение составило 1,2 миллиона. Не выполнена областная программа развития потребсельхозкооперации: при плане почти 12,5 млн. рублей исполнение составило 7,5 миллиона. Были названы и другие, на взгляд В.Н. Иконникова, упущения бюджета-2008. "Я бы хотел, чтобы правительство области учло все эти недостатки при исполнении бюджета 2009 года", - заявил он.
Правда, тут же попросившая слова руководитель департамента финансов области не согласилась с такими претензиями. Например, что касается недофинансирования малого бизнеса на сумму свыше 4 млн. рублей, то, пояснила В.Г. Щипкова, речь шла о федеральных средствах на субсидирование процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса в потребкооперации. Такие средства используются строго по целевому назначению - не было кредитов, значит, не было и компенсации процентных ставок. В федеральную программу развития потребкооперации, уточнила В.Г. Щипкова, наш регион вошёл в сентябре прошлого года. Деньги пришли месяц спустя. За два месяца создать кучу потребкооперативов и отдать им на развитие 10 миллионов - фантастика. Но деньги в бюджете остались, и они, заверила Валентина Григорьевна, пойдут по своему целевому назначению.
В общем, бюджет-2008 оказался на редкость успешным и гармоничным. Как не без грусти заметил по этому поводу губернатор области А.П. Козлов, "это была картинка, к сожалению, такого бюджета мы теперь не скоро дождёмся". В самом деле, теперь одному кризису известно, как он будет кроить и перекраивать наши кропотливо свёрстанные бюджеты.

Горький "урожай" "Пшеницы-2000"
Едва председатель облсовета И.Я. Мосякин предложил депутатам перейти к обсуждению того самого 23-го пункта, как зал тревожно-выжидательно напружинился. Люди посвящённые знали, о чём пойдёт речь.
А вниманию непосвящённых мы предлагаем фрагмент выступления на сессии руководителя департамента финансов области В.Г. Щипковой.
- 3 июля 1998 года, - начала с экскурса в историю вопроса Валентина Григорьевна, - открытому акционерному обществу "Орёлагропромснаб" под гарантии Правительства Российской Федерации и администрации Орловской области был выделен заём в сумме 114 миллионов немецких марок.
В августе того же года, как известно, произошёл дефолт.
1 января 1999 года марка превратилась в евро, образовался резкий диспаритет цен. В итоге до 2005 года никто не рассчитывался по многомиллионному займу.
В 2005 году правительство в лице Минфина через Внешэкономбанк выставило иски и "Орёлагропромснабу", и Орловской области. В марте того же года по постановлению Правительства РФ долг (основной - 75 млн. 961 тыс. 287 евро и 21 млн. 715 тыс. 84 евро - штрафы) был урегулирован в форме реструктуризации на 30 лет.
Но в мировом соглашении, утвержденном арбитражным судом, были пункты, в соответствии с которыми в случае банкротства "Орёлагропромснаба" сумма долга предъявляется солидарно и этому акционерному обществу, и Орловской области.
Позже ОАО "Орёлагропромснаб" подпало-таки под процедуру банкротства, и Внешэкономбанком этот долг, соответственно, был предъявлен и области, и "Орёлагропромснабу". Минфин дал поручение Внешэкономбанку урегулировать этот вопрос, предложив Орловской области перевести кредит на себя на тех же условиях. То есть на 30 лет, со списанием штрафных санкций в сумме 21 млн. 715 тыс. 84 евро, если погашение долга будет идти в соответствии с требованиями, прописанными в условиях реструктуризации.
Дополнительное соглашение с Внешэкономбанком и Правительством РФ подписано. Для его легитимности и представления к дальнейшему рассмотрению арбитражным судом и требуется согласие депутатов.
Спора нет, ситуация скверная. Даже не вдаваясь в какие-то экономические дебри, нетрудно понять, что над нашим регионом нависла серьёзная финансовая угроза. Как прямо сказал губернатор А.П. Козлов, "область стоит перед дефолтом".
Один из самых, пожалуй, сложных вопросов - его задал депутат В.Н. Иконников: почему поручительство Правительства РФ и администрации Орловской области по проекту "Пшеница-2000. Орёл" не было обеспечено залогами, так и завис в воздухе. В истории этого громкого международного инвестиционного проекта вообще очень много белых пятен.
Но пристально и профессионально смотреть, давать правовую оценку действиям всех причастных к "посеву" на Орловщине "Пшеницы-2000" ответлиц, совершенно справедливо отмечали и многие депутаты, и председатель облсовета И.Я. Мосякин, и губернатор области
А.П. Козлов, должны компетентные правоохранительные органы. И только они.
Но сегодня даже не это главное - кто и какую понесёт материальную, а возможно, и уголовную ответственность.
- Сегодня, - констатировал губернатор, - мы оказались перед дилеммой: или нам будет предъявлен долг в 4 миллиарда рублей - и область сразу уйдёт в дефолт, или мы всё-таки воспользуемся решением федерального правительства и будем рассчитываться с долгом в соответствии с принятой программой реструктуризации. В таком случае нам ни много ни мало спишут 21 миллион евро.
Понятно, новый губернатор к "Пшенице-2000" - международному инвестиционному проекту, который должен был совершить чуть ли не революцию в сельхозпроизводстве региона, например, повышение урожайности озимой пшеницы до 40 центнеров с гектара, использование современнейших технологий, закупка за рубежом продвинутой сельхозтехники и т. д., не имеет никакого отношения и не должен отвечать за грехи прежней администрации области. Но, как сказал Александр Петрович, "я отвечаю за ситуацию, которая складывается в Орловской области сегодня, и я бы очень не хотел получить дефолт и потерять абсолютно всё, что мы успели сделать за четыре месяца".
Как заверил депутатов
А.П. Козлов, он будет ставить перед Правительством РФ вопрос о списании с Орловской области этого колоссального и, по его определению, несправедливого долга. И попросил депутатов поддержать представленный на их рассмотрение законопроект "Об утверждении дополнений к мировым соглашениям".
Ясно как день: если область не начнёт в соответствии с графиком реструктуризации гасить долг - вылетит в трубу. Каждый рубль, попадающий на счета нашего региона, автоматически будет "слизываться" кредитором. И так до полного расчёта. "А как же дальнейшее развитие области? При нашей дотационности как мы вообще будем собирать бюджет? Как обеспечивать обязательные к исполнению расходы? Что мне скажут учителя и врачи?!" - задавал не требующие ответа вопросы губернатор.
Платить же порядка 50 миллионов рублей, постепенно гася долг, для области, считает глава региона, необременительно.
Выбор всегда ответственное и трудное дело. В нашем случае - особенно, ведь, по большому счёту, на карте - финансовая состоятельность и самостоятельность нашей области.
Депутаты проголосовали за законопроект. Губернатор поблагодарил их за поддержку.
Трудный выбор сделан.
Николай СОЛОПЕНКО.


03.07.2009 08:09

Похожие новости

Руководитель следственного управления С.Т. Сазин и его первый заместитель К.Э. Левит провели пресс-конференцию для журналистов областных средств массовой информации, в ходе которой они рассказали о результатах работы за 6 месяцев текущего года органов предварительного следствия следственного управления СКП РФ по Орловской области по преступлениям коррупционной направленности. Было отмечено, что если за 5 месяцев 2008 года по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях коррупционной направленности возбуждено 29 уголовных дел, то в аналогичном периоде 2009 года - 45.  
3 июля 1936 года Советом народных комиссаров СССР было принято постановление "Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Этот день считается днем образования Государственной автоинспекции. Накануне профессионального праздника работников Государственной инспекции безопасности дорожного движения наш корреспондент встретился с начальником УГИБДД УВД по Орловской области подполковником милиции А.Ю. Коршуновым и взял у него интервью.  
1 июля - день рождения областной службы занятости. Образовалась она в 1991 году, когда в стране впервые подняла голову безработица. Специалисты службы всегда остро воспринимали боль, с которой к ним приходили люди, старались им помочь в поиске работы. Сегодня в условиях финансово-экономического кризиса работники службы занятости трудятся особенно напряженно. Достаточно побывать в любом из 26 имеющихся в нашей области центров занятости, чтобы убедиться в этом.  
В середине апреля в новом микрорайоне "Ботаника" появился остановочный павильон (народная примета: "где павильон - там и маршрутка"), который обрадовал жителей близлежащих домов не только голубой крышей и деревянной скамейкой, но и возможностью добираться до автовокзала самым простым и комфортным способом. Ведь до этого новоселам приходилось долго идти до остановки общественного транспорта пешком. Многие, чтобы сэкономить время, сворачивали на тропинку, протоптанную строителями вдоль забора оптовой торговой базы. При этом то и дело ощущали себя в роли спортсмена, участвующего в беге с препятствиями.  
В областном Совете народных депутатов состоялись публичные слушания по проекту отчета об исполнении областного бюджета за 2008 год. В работе слушаний приняли участие заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области, руководитель аппарата губернатора и правительства области И.Ю. Гармаш, заместитель председателя областного Совета народных депутатов А.А. Лабейкин, депутаты областного Совета, руководители департаментов правительства области, председатели районных (городских) Советов народных депутатов, представители общественных организаций.