ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Архиепископ Пантелеимон: "У меня нет сомнений: молодежь услышит свою Церковь"

Орловско-Ливенская епархия расположена на улице, которая носит имя генерала А.П. Ермолова. Герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа, наш славный земляк - символ величия и могущества русского духа, один из многих полководцев России, олицетворяющих русскую воинскую славу и доблесть. Именно об этом невольно думаешь, глядя на маленький домик отца генерала Ермолова, который находится напротив входа в Орловско-Ливенскую епархию. По Божьему промыслу в трудное для нашей срединной российской области время возглавил Орловско-Ливенскую епархию архиепископ Пантелеимон - человек, много лет прослуживший на Кавказе (да каких тревожных лет!). С этого и начался наш разговор.



- Глубокоуважаемый владыка! Недавно я слушал ваше выступление на заседании общественной палаты Орловской области, оно глубоко меня тронуло. Вы сказали главные слова - о России, о русском народе, о душевности и духовности. Настолько тепло на сердце было от ваших слов! Хотелось бы задать вам несколько вопросов. Каковы ваши первые ощущения на орловской земле, в нашем литературном крае?
- Первые мои ощущения на орловской земле - это, я повторяю уже не один раз, искреннее ощущение родного дома, некоего генетического блаженства, которое, видимо, передается от людей, которые живут здесь, в центре России. Я согласен с Тургеневым: здесь "на тысячу верст кругом - Россия - родной край". Область мирная, спокойно можно спать, не беспокоясь о своей безопасности. Вот такие первые чувства.
- Вы служили на Кавказе. Сейчас там очень непростая обстановка... Это регион, который постоянно пытаются подогреть извне и взорвать изнутри. Интересно ваше мнение - как истинно русского человека - о том, что сейчас там происходит, особенно в последнее время, когда вновь произошла серия терактов, на Кавказе вновь проливается кровь...
- Мы как бы вновь осваиваем Кавказ. Чувства уверенности, что мы дома, там нет. Есть чувство построения этого дома - русского дома на Кавказе. Как ни странно, кавказская война уже 170 лет как закончилась, и вдруг как будто она в каких-то мистических рамках ожила. Вот у меня какое ощущение. Но тем не менее на Кавказе мы должны себя утвердить, остаться. Время испытывает отношения России - самые добрые, самые искренние - с кавказскими жителями, с народом Кавказа. Хочется верить, что разум, взаимоуважение и взаимная любовь залечат раны, которые появились в наших отношениях. Если в Орле все стабильно и спокойно, то на Кавказе все тревожно и неидеально. Но мудрость русского народа и кавказцев, добрая воля с обеих сторон и твердая государственность - победят.
- Очевидно, что посеяли зерна страшного бурьяна недоверия политики, которых уже нет. Они сделали свое черное дело, когда ввели войска в Чечню, и ушли из политики. А пожинать плоды приходится другим. Если перейти от темы Кавказа к нашей орловской действительности, то надо признать, что у нас в области тоже были определенные трудности, поэтому и произошли перемены в светской и духовной власти. В свое время я взял интервью у вашего предшественника. Вы читали его, знаете. Он сказал то, что думал, на мой взгляд, искренне. Получилось, что газета и журналисты невольно стали заложниками той ситуации, и, как следствие, появилась определенная разобщенность среди прихожан. Многие до сих пор переживают. Как вы оцениваете происшедшее?
- Я читал интервью и должен сказать, что сегодня церковь находится на таком же пике переживаний, внутренних столкновений, внутренних движений, как и Кавказ: когда говорят об одном и том же на разных языках и думают, что враждуют. Это первое. А второе: церковь - это богочеловеческий организм. И Господь сказал, что будут добрые пастыри и будут волки, а будут просто люди, живущие по стихии мира сего. Поэтому здесь произошло не что иное, как столкновение разных подходов к одному и тому же вопросу. И получилось, как на строительстве Вавилонской башни, когда Бог смешал языки строителей. Один говорил: "Дай кирпич", а ему давали солому, кричал: "Дай воду", - ему давали пыль. Она и не построилась. Вот примерно так произошло и здесь. Человеческие эмоции привели к тому, что один обвинил другого в несуществующем преступлении, что, естественно, вызвало адекватный ответ обиженного. Вы как журналист дали свою оценку и просто раскрыли то, что было. Но в церкви бывают люди случайные, бывают и люди, слабые в духовном отношении. И они, как бы заботясь о той же церкви, о ее материальном положении, о ее духовном и моральном авторитете, наносят колоссальный вред критикой и разоблачениями несуществующих преступлений. Вот это и произошло. Поэтому пресса, наверное, обязана была донести, раз к вам обратились. К вам обратился человек, облеченный духовной властью, а вы как неискушенный о чем просили, то и написали.
Сейчас разобралась комиссия. Все стало на свои места, и я очень рад, потому что не мое это дело разбирать эти конфликты. Отец Владимир Дорош был обвинен неправильно, ложно. Непонимание двоих вылилось в банальный, а по церковным отношениям - в очень печальный конфликт, который ранил сотни сердец и душ верующих людей. Вот это очень ценно осознать, этого не должно было быть. Я рад, что отец Владимир не отвечал на это ничем в газете, но противоположная сторона, я думаю, сегодня размышляет над этим вопросом и какую-то оценку сделает. Но то, что не было никакого хищения, воровства - это можно, опираясь на документы комиссии Патриархии, утверждать определенно, это факт. Я не вдавался в вопросы расследования и не буду. Меня здесь не было, а такие конфликты могут возникнуть в любом месте. Дай Бог, чтобы их больше не было. Скорее всего, сыграла обыкновенная человеческая обида старшего чиновника на младшего, который приказ не исполнил, и явилось интервью.
Шумиха не стоит яйца выеденного. Это желтая пресса из этого факта что-то может сделать. Церкви, наоборот, хорошо претерпеть наговор. Но в данном случае это ранило церковных людей. Они должны убедиться, что все заявленные обвинения - неправда, что это была просто сиюминутная вспышка обиды, которая вылилась в это интервью. И второе: все мы живем в современном мире и так привыкаем ко всем нашим средствам жизни, в том числе и к СМИ, что даже забываем, что вообще-то это не духовная, а светская коммуникативная система, а у нее свои каноны. Сказать, что сор из избы вымели, - несправедливо, потому что верующие и так обо всем знали. Амбиции столкнулись, которые вылились во взаимное непонимание действий друг друга. А нужно-то было просто сесть за стол и поговорить самым простым человеческим образом, спросить, в конце концов. К той же комиссии обратиться, когда они приехали. А вы как честный корреспондент это все показали народу. Я считаю, что это неплохо. Отец Владимир - честный человек. Он исполнял свой долг, он должен был его исполнить. Вот, пожалуй, и всё.
- Я проехал много, в силу своей службы, как военный, на Дальнем Востоке был, в Средней Азии, на Кавказе неоднократно и полностью разделяю ваше мнение о проблеме русского человека, об использовании слова "русский", а самое главное - о том, что нам, русским людям, присущ интернационализм, аналогов которому трудно найти в мире. У нас не так давно был период, когда представители разных национальностей могли с гордостью сказать: "Я дагестанец", "Я чечен", "Я ингуш", но чуть ли не неприлично было сказать: "Я русский", "русский дух" и так далее. Слава Богу, это время ушло.
- Слава Богу!
- Это Господь и Матушка-заступница стоят над Россией...
- Действительно, так.
- Мы должны об этом больше говорить. Поднимать русский дух, значение русской культуры, православной культуры...
- Дело в том, что вопрос о русских, русскости, славянскости, славянстве всегда болезненно воспринимался другими. Особенно тогда, когда отрезали понятие "русский славянин" от понятия "православный христианин". Особенно в годы атеизма. Если взглянуть на всю историю, то жизнь славянских племен никогда не была замкнута. С добром или мечом к нам всегда шли другие народы. А славяне рассеялись по Балканам, по германским землям. А затем славяне всегда принимали культуру рядом живущих народов, даже, скажем, форму одежды, или обряд. А ведь не может быть ненависти к тому человеку и народу, от которого принял что-то хорошее. Полнота славянской души, русской души такова, что она и по сей день старается все впитывать. И, видимо, внутренний самоанализ выработал такой ген, который определяет братское отношение к народам, которые живут рядом и которые вчера были врагами, а сегодня стали соотечественниками. Можно из истории вспомнить наши отношения с черкесами, адыгами, южно­цыганскими племенами, к которым мы, русские, постепенно так крепко привыкали, что даже не думали, что они нам чужды. Христианская идея, которая выражена словами апостола: "Во Христе нет иудея, эллина и все равны", убивала всякое зерно национализма, шовинизма и фашизма. Вот почему спокойно крестились татар­ские князья, мурзы, от которых далее пошли целые ветви русского дворянства. Так было и со знатью Золотой Орды, и с крым­скими татарами, и с теми же черкесами. Пожалуйста, пример, Федор Ушаков - целый род русских святых, самим адмиралом оканчивая. А ведь Ушаковы - потомки князя великого Косож­ского и Адыгского. И это сегодня так должно нас роднить с кавказ­ским народом, как никого в мире. Ведь в Византии не воспевался еврей, грек, араб или какая-то другая национальность. Там отдавалась почесть человеку, преданному идеям христианства и единства империи. Вот почему четвертому Риму не бывать. Видимо, слишком много русскому человеку пришлось пережить насилия со стороны неродственных племен и через сопротивление влить их, впитать, воссоединить со своей культурой и сказать: они наши братья. Поэтому татары ни в коем разе нам не чужие. Это наш российский народ. А народы Поволжья, Коми-Пермяцкого края... Да они все наши люди, все русские. Понимаем, что национальная культура, языки есть, так и должно быть. Я считаю: нигде в мире такого равенства нет. Это лично мои убеждения, умозаключения. И Орловская область в этом плане - уникальная область. Смотришь на лица мужчин, женщин, детей, девушек, юношей - южные, украинские лица. Есть среди них и светловолосые, голубоглазые... Поверьте, казаки - вот ваше лицо. Нас объединяет одна вера, одна культура - христианство, один прекрасный язык. От этого исходит жажда не поработить кавказские народы, азиатские народы, тюркские.., а сберечь вот эти наши добрые отношения.
Вы думаете: легко осознавать, что сегодняшние узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, азиатская часть Советского Союза или Российской империи отчуждены сейчас от России? И это ощущение утраты не "порабощенных народов", а именно чего-то потерянного родного. Они нам нужны для полноты осознания, что мы вместе: что мы можем поехать в Ташкент или Самарканд, Баку и отведать их лепешек, что русский молодой человек может полюбить их девушку, жениться и быть прекрасным супругом, и наоборот. Так Россия развивалась всегда. И царь Иван имел черкешенок жен, и полячки были, и француженки. У народов Европы, может быть, не так сильно это выражено. (Хотя на Западе были русские по крови королевы, и они всегда присягали на славянской Библии).
Поэтому у нас нет причин для шовинизма или национализма. У нас есть внутренняя потребность, как учит Христова заповедь, любить друг друга, и даже иноплеменников. Ну как без Татарстана можно жить, без Якутии... Хотя сейчас там национализм, как и на Кавказе, пытаются развивать...
Шовинизм, национализм нужно превращать в ноль. И русский народ, хребтовый народ, государствообразующий, превращать в народ, обучающий любви. А русских не надо этому учить. Русский народ с любовью принимает и французов, и немцев, и поляков... В пример приведу Калинин­градскую область: туда много немцев приезжает. Бабушки принимают их дома, угощают, самогонку с ними выпивают, целуются, сидят и плачут вместе, вспоминая войну. Где вы это увидите? Россия сумела сохранить бережные отношения с финским народом. И в советское время такие отношения бережные были. То, что пошатнулось, подорвалось в Чехии, Польше, оно восстановится, если Россия будет крепка и полезна для всех этих народов. Это и происходит. Вот и все. А все это от православия, от Христовой идеологии.
- Давно стоит проблема искоренения пьянства, бездуховности и привития, особенно среди молодежи, православной культуры, внесение ее в молодежную среду. Скажите, пожалуйста, об этом несколько слов. Сейчас роль церкви именно в работе с молодежью, пожалуй, слабое место в церковной политике, хотя есть и хорошие примеры...
- Отвечу так. Это я понял, когда учился в семинарии в Ленинграде. Брат Святейшего Патриарха Кирилла, отец Николай Гундяев, вел у нас догматическое богословие. Он прекрасный проповедник, ученый, философ, и вот он привел пример, о котором мы не думали сами. Он сказал так: "Когда с повестки дня уйдут вопросы о патриотизме, о самовоспитании, о чем мы говорили, эти поколения унесут с собой то, что веками наработано в христианстве". И, правда, они уходят, их уже нет. Русская деревня не знала мата, русский интеллигент тоже не знал мата. В деревне кланялись и говорили: "Петр Семеныч...", "Дарья Васильевна...", пожилому человеку "баба Дуня" дети говорили. Старику уступали дорогу. Сегодня у нас этого нет. И после ухода этих ветеранов остались их дети, которые уже не знали православно-христианской морали, этики, они уже не обладали менталитетом христианским. А сегодня уже их дети, которые имеют детей, - полностью потерянные. Это в прямом смысле Иваны и Маньки, не помнящие родства, не знающие этикета простой народной жизни и взаимоотношений между полами, между возрастными категориями людей, между детьми и родителями; не соблюдают заповеди: "Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет и да долголетен будешь ти на земли". Но по происхождению они еще генами крепки. Дети рождаются прекрасные. И вот этих маленьких красивых живых детей, из которых потом будут интеллигенты, научат высшей математике, языкам, но их никто не научит высшему человеческому понятию добра, потому что его не сохранили. И вот здесь единственной хранительницей осталась, так случилось волей судьбы, волей истории, Православная церковь. И в Белоруссии, и на Украине, и в России - потому что это народы православные. Баптизм, адвентизм, прочие протестанты - они несут культуру западную. Она, может быть, и неплохая, но у них там совсем другое мышление. А мы несем то, что пахнет хлебушком, трудом, театром, библиотекой... - культурой, одним словом.
Более того, православная церковь всегда давала и дает маленькому человеку нравственный иммунитет. А сейчас уже не считают грехом плевать на землю, табак бесовский курят. Или вот девочка, мальчик растут, ясно, растет и потребность интимная. Но им это внушается не как ценность дара деторождения, не как Дар Божий для продолжения человеческого рода, а как животное чувство. А когда в школах курилки, учителя и дети курят, они просто иммунитета не имеют. Кругом разврат показывают, дескать, это ваше. Казино - это ваше! Это надо. А у бабушки Даши в Орловской губернии в деревне огород пропалывать - это не ваше. А ведь это все культура, все должно постигаться через труд. Молодежь должна задуматься о родной земле, о хлебе и о детях, о том, что есть шипы и розы. И потом, дети всегда были настолько желанны в славянских семьях, христианских, и в исламских семьях, да и везде. (Слава Богу, в исламе это сохранилось! Слава Богу, что там и не думали их убивать). А у нас сегодня только и внушается о каких-то извращенных формах временного удовольствия. Но ведь сплошные удовольствия не дают ощущения полноты жизни. Что-то должно быть стержневое, что должно принести настоящую, подлинную радость жизни. И когда я встречаюсь с молодыми семьями, где есть маленькие дети, но они сами еще как дети - глаза у них горят жаждой развлечений, тут я понимаю: нет Христа, им нужно дать Христа, т. е. понимание, что истинная радость дается через преодоление трудностей, жертвенность. И тогда все будет в порядке.
Пусть они живут в деревне без унитазов и ванн, но с верой, надеждой, любовью, они сами потом это все сделают, своим трудом. И никогда не будут чувствовать себя обделенными.
Вот что остановил 1917-й год. А теперь уже к старикам, которые прошли партию, комсомол и прочее, обращаться, чтобы возродить православный менталитет, бесполезно. А вот к этим юношам и девушкам, которые учатся в школах, в университетах, в академиях, к ним обращаться можно, потому что им и оставаться здесь. У меня вообще нет никаких сомнений: молодежь услышит свою Церковь, она уже слышит голос пастырей. Тому свидетельство - авторитет Святейшего Патриарха Кирилла. Тому свидетельство - совещание офицеров, на котором Кирилл, еще митрополитом, выступал, говорил о судьбах России, это было в Москве много лет тому назад. Уже тогда он твердо отстаивал тему патриотизма, говорил о воспитании молодежи на лучших традициях.
Молодежь только нужно принять на руки и обнять. Но каждая эпоха дает молодежи свой характер. Не надо им демагогии, им нужны конкретные нравственные рассуждения, понятия истины. Вот почему я и сказал, что это величайшая надежда. Особенно те, кто еще не зачат, но скоро придет на смену. Поверьте, эти маленькие нерожденные Ванечки, Машеньки, Коленьки, эти Глебушки и Аленушки - они красота мира и опора родной земли. А нам, пастырям, нужно много трудиться, сейчас уже некогда думать о вот этих сплетнях и спорах, которые были здесь, а идти надо к нужному делу - духовному возрождению молодежи, будущего России.
Если мы не пойдем к молодежи, они пойдут к игре псевдоромантической или к сектантам в религиозном плане, а детей своих поубивают во чреве и превратят в дорогие ароматные духи, а потом будут погибать от СПИДа. Хотя и СПИД можно одолеть, если только все мы обратимся к Богу, и пойдет нормальный процесс человеческих взаимоотношений. СПИДа вообще не будет, и никакой гадости не будет. Это все наказание Божие нам. За то, что мы не бережем детей. Я вот и в Калининграде на кадетов, и на Кубани на казачат смотрел - эти мальчики героями растут, они-то как раз мало думают о том, что у них ниже пупка, они думают, что у них в головочках и в душах заложено и как это богатство реализовать. А когда христианство им скажет, что вы, детки, правильно делаете, то пусть хоть день и ночь будет телевидение их развращать, они плюнут и пойдут праведным путем. Выключат этот ящик и забудут. Вот и вся победа. Иммунитет надо заложить от греха, отвергать его. Как будто в древности не было разврата. Был, всякий был. Все это не сегодня родилось. Его вообще на землю изначально дьявол принес. Но наши предки смолоду умели бороться: не плевали на землю, чтили отца и мать действительно, и никто даже в таких сокрытых вопросах интимных не страдал, по восемнадцать детей рожали. Другой вопрос - другая эпоха была. Но и сегодня это все можно регулировать.
- Спасибо огромное. Благословите, владыка.
- Благослови вас Господь.
Слушая владыку, мы не заметили, как пролетело более часа. В кабинет несколько раз заглядывали служащие епархии, и если бы не неотложные дела, о которых напоминали архиепископу Пантелеимону, мы готовы были еще и еще задавать вопросы о самом главном, о самом сущем, что волнует всех нас.
Проповедник, носитель высшего духа и истины, человек, поражающий своей убежденностью и глубиной понимания жизни. Именно такой духовный руководитель сегодня нужен нам всем. Верится, что с его приходом уйдут все споры и наветы, недопонимание между людьми и борьба тщеславий. С его приходом возвращены в свои храмы священнослужители, ранее гонимые, на свою должность вернулся отец Владимир Дорош, которого я невольно, не по злому умыслу, обидел. Прошу его простить меня. Взаимное прощение и терпимость - сегодня это как никогда нужно, ибо только в любви и согласии, в прощении и взаимопонимании мы сможем преодолеть трудное для страны время, сберечь свои души и единую, неделимую Россию.
Спаси нас, Господь!
Александр ТИХОНОВ.


07.07.2009 07:32

Похожие новости

На прошлой неделе в редакции газеты "Орловская правда" состоялся круглый стол, посвященный 300-летию Полтавской битвы и актуальным проблемам исторического наследия. Юбилей знаменательного события стал поводом для серьезного, заинтересованного разговора о судьбе России, в котором приняли участие декан исторического факультета ОГУ, доктор исторических наук, профессор С.Т. Минаков, доцент кафедры истории России ОГУ, кандидат исторических наук А.С. Минаков (на нижнем снимке), преподаватели и студенты исторического факультета Орловского государственного университета.  
День работников морского и речного флота - профессиональный праздник сотрудников участка теплоходов трамвайно-троллейбусного предприятия. Оно стало базой Орловского речного пароходства 38 лет назад, когда для перевозки пассажиров по Оке город получил первый речной трамвайчик. Почти 40 лет орловцы не представляют свою реку без теплоходного движения. Пять речных трамвайчиков ежегодно сходят на воду, чтобы радовать наших жителей прогулками по воде, вызывают восхищение, а порой и зависть гостей нашего города. Наши речные трамвайчики хотели приобрести брянцы, они приглянулись и подмосковным предпринимателям. Однако ТТП не собирается расставаться с пароходством, ведь теплоходы уже настолько прочно вписались в летний пейзаж Орла, что стали визитной карточкой города, его неотъемлемой частью.  
В минувший вторник в редакции газеты "Орловская правда" в рамках заседания общественной палаты Орловской области состоялся круглый стол. Темой обсуждения стали музеи, их роль и место в нравственно-патриотическом воспитании детей и молодежи. В работе круглого стола приняли участие музейные работники, представители департамента образования, культуры и спорта Орловской области, вузов и ссузов города, а также молодежных и ветеранских общественных объединений. У людей, которые не знают своего прошлого, по сути, нет будущего. В этом смысле роль музеев нельзя недооценивать. В период кризиса проблемы музеев отошли на задний план. В связи с этим председатель общественной палаты Орловской области С.А. Мальфанов призвал присутствовавших выступить с конкретными предложениями, которые помогут ответить на вопросы, как привлечь молодежь в музей и как музеям выжить в нынешних непростых условиях.  
Недалеко от подземного перехода сидела девочка. Перед ней в коробке из-под обуви аккуратно уложенные букетики васильков. Картина не совсем обычная, ведь девчонке не более 11 лет.  
Вчера в УГИБДД УВД по Орловской области состоялось торжественное построение, посвященное 73-й годовщине образования Государственной автоинспекции. Поздравить сотрудников ГИБДД с праздником прибыли первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области Б.М. Коновалов, заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов А.А. Лабейкин, главный федеральный инспектор в Орловской области В.В. Кабанов, первый заместитель мэра г. Орла В.В. Еремин, председатель Орловского городского Совета народных депутатов В.И. Уваров, начальник Орловского юридического института МВД России генерал-майор милиции И.А. Калиниченко, представители духовенства, общественных организаций и производственных предприятий.