ОБО ВСЁМ


Визитная карточка Польши

С 12 августа по 15 сентября в Орловском музее изобразительных искусств проходит выставка классики польского плаката. Организация столь значительного события стала возможна благодаря сотрудничеству с Польским культурным центром в Москве. Совместно с ним в Орле уже прошли "польский сезон" и выставка польской графики в театре "Свободное пространство", презентация книг в областной библиотеке им. И.А. Бунина. На выставке представлена только часть коллекции Польского культурного центра. Желающие могут увидеть около 100 работ 40 выдающихся художников, формирующих эту отрасль графики в Польше на протяжении нескольких десятилетий.



На выставке представлено несколько поколений польских художников: самая ранняя работа относится к 1955 году, самая поздняя - к 2007-му. Среди авторов много тех, чьи имена уже вошли в историю мирового искусства. Это не случайно, поскольку во всем мире польский плакат приобрел большую известность и ценится очень высоко. Это своеобразный бренд Польши. Выставка является своего рода антологией польского плаката, однако концентрируется вокруг культурной проблематики: это киноплакат, театральный, музыкальный и цирковой плакаты. Если подобрать собирательное определение, то получится, что в экспозиции представлен зрелищный плакат.
Среди авторов Х. Томашевский,
Г. Хильшер, Ф. Старовейский, Я. Леница, В. Свежий, В. Садовский, Я. Алексюн, С. Эйдригевичюс и др. Все они - лауреаты множества международных наград, а также члены жюри замечательных графических конкурсов мира, среди которых почетное место принадлежит биеннале плаката в Варшаве. Работы, которые представляет Польский культурный центр, украшают собой различные художественные галереи, а многие из них навсегда вписаны в историю польской художественной жизни.
Хочется отметить, что часть работ так или иначе связана с нашим отечественным искусством. Это плакаты к балетам "Спящая красавица", "Щелкунчик", фильму "Жестокий романс" и т. д.
Характерной чертой польского плаката является то, что он чаще прибегает к лаконичному языку метафоры, символа и гротеска, чем к развитым и общепонятным сюжетным линиям. Кроме того, он оказался не под таким сильным воздействием политической системы, как это было в Советском Союзе. Большее отражение в нем нашли явления культурной жизни.
Представленные работы дают возможность не только проследить историю развития этого жанра графики, но и получить представление о мастерстве создавших их художников. Плакат как таковой относится к прикладному искусству и служит своеобразной рекламой конкретного события. Но именно художественная составляющая в польском плакате выходит на первый план, потому что их созданием авторы занимались и занимаются всю жизнь.
По воздействию плакат не менее интересен, чем другие виды искусства, а порой и превосходит их. В некоторых работах преобладает живописное начало, и эмоциональное воздействие усиливается за счёт цвета. На других плакатах воздействие усиливается за счет шрифта, который имеет важное значение в графике.
В истории графического дизайна совсем немного страниц, имеющих национальность. Одна из них называется "Польская школа плаката". Пик ее популярности пришелся на 1950-1970 годы, но и сейчас она продолжает развиваться и оставаться актуальной в дизайнерском мире.
Антон УХИН.
Фото автора.


15.08.2009 08:20

Похожие новости

Вопросы, касающиеся прав владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, интересуют многих наших читателей. Один из наиболее актуальных связан с прекращением семейных отношений. Как быть, если жилое помещение еще до заключения брака принадлежало одному из супругов, а у второго после расторжения брака нет пригодной для проживания квартиры, комнаты? Имеет ли собственник право выселить из квартиры своего бывшего супруга (супругу) и ребенка? Об этом мы расскажем сегодня в "Домашнем консультанте".  
Нам подробно рассказали, как найти этот дом, но мы бы и сами не заблудились, потому что пройти мимо такой красоты и не заметить её - просто невозможно. В доме № 68 по улице Приборостроительной в городе Орле живёт Тамара Васильевна Свиридова. Обыкновенная пенсионерка, на первый взгляд. Но побольше бы таких обыкновенных! Мы часто смотрим из окна на свой двор, где мусор, пыль и полное запущение, и ругаем всех, кого можем: руководство, коммунальщиков, дворников, подростков, но только не себя. Тамара Васильевна в отличие от большинства никого не ругала, а просто взяла лопату, грабли и спустилась во двор.  
Об этом человеке рассказала жительница Орла. "Он уже несколько дней в нашем дворе на трубах живет, - позвонила женщина в редакцию. - Молодой вроде. Может, в какой приют его можно определить? Жалко, честное слово". Сколько их у нас, без крова, без дела - мыкающих жизнь. В подвалах, на чердаках, на теплотрассах... Когда мы вошли во двор дома, неожиданно начался дождь, и, видимо, поэтому "квартиросъемщика" на месте не оказалось. На трубах - что-то вроде лежанки, рядом - пластмассовая бутылка с водой и половина хлеба.  
В Ливенском районе, пожалуй, не найдется ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не побывал в местном загородном лагере в роли отдыхающего чада, заботливого родителя или сотрудника. В советское время пионерский лагерь носил название "Юный ленинец". Теперь он в статусе детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра "Алые паруса" продолжает принимать на отдых уже внуков своих первых воспитанников. Детские голоса зазвенели на высоком лесистом берегу Сосны полвека назад, в далеком 1959 году.  
В прошедшую субботу областная РОСТО (ДОСААФ) провела сразу два мероприятия, посвященные 66-й годовщине освобождения Орла и области от немецко-фашистских захватчиков. Орел встречал участников автопробега по городам-героям и городам воинской славы, а на гоночной трассе вблизи п. Нарышкино состоялся межобластной автокросс. Автопробег спортсменов-автолюбителей, организованный Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, центральным советом и центральным автомотоклубом РОСТО (ДОСААФ), получил название "В судьбе России моя судьба" и вошел в государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".