ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Трагедии на дорогах: что делать?

Говорят, гибель одного человека - трагедия, гибель многих - статистика. За последние месяцы на дорогах Орловской области погибли десятки человек. Поистине трагическая статистика. Почему происходят трагедии на наших дорогах? Возможно ли изменить страшную ситуацию? Что делать, чтобы в столкновениях и под колесами автомобилей не гибли наши дети, наши близкие? Обо всем этом мы беседуем с начальником отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УВД по Орловской области Евгением Алексеевичем Ляшенко.



ЧЁРНЫЙ ИЮЛЬ
- Евгений Алексеевич, в июле на Россию буквально обрушилась череда страшных автомобильных аварий, в которых погибли десятки наших сограждан. Трагедии произошли в Новосибирской и Ростовской областях, в Москве и Дагестане... По выражению спикера Совета Федерации Сергея Миронова, это были черные дни России. А какой была обстановка на дорогах нашей области?
- Должен сказать, что, к сожалению, Орловская область не стала исключением. За 31 день июля у нас погибли 32 человека. А за полгода - с января по июнь - 75. Это говорит о том, что произошел просто провал в системе обеспечения безопасности дорожного движения, то есть все наши усилия по стабилизации ситуации на дорогах свелись на нет.
Вообще на сегодня, если считать с начала года, в Орловской области произошло 815 автоаварий, в которых 108 человек погибли, 1064 - были ранены. Каковы причины? Прежде всего, это пренебрежение нормами безопасности со стороны участников движения - как водителей, так и пешеходов. Водители у нас, как правило, по-прежнему продолжают выезжать на встречную полосу движения, превышают скорость, управляют автомобилем в состоянии опьянения. Только по этой - последней - причине произошло 63 ДТП. Это почти 10 процентов от общего количества. Я считаю, это много.
И тем не менее заслуга Госавтоинспекции в том, что этих происшествий не произошло значительно больше. Мы активизировали работу по предупреждению грубых нарушений правил дорожного движения. Вот представьте, на сегодняшний день мы пресекли 115 тысяч 515 нарушений (а это на 15 процентов больше, чем в прошлом году)! То есть, несмотря на ужесточение законодательства, на ужесточение контроля, люди продолжают нарушать правила. В нашей маленькой области с населением в 800 тысяч человек правила нарушает каждый восьмой! Из этих нарушителей более трех с половиной тысяч человек управляли автомобилем в нетрезвом виде. Фактически это три с половиной тысячи потенциальных смертников. Это бешеная цифра для нашей области! Их остановили инспекторы ГИБДД, не позволили им поехать дальше и тем самым спасли их жизни. Выявлено 43492 факта нарушения скоростного режима. То есть у нас не ездят быстро, а летают низко. 772 человека пытались управлять автомобилем, не имея прав. В основном этим грешит молодежь в сельской местности. 1334 раза фиксировались нарушения, связанные с выездом на полосу встречного движения. Это - те же потенциальные смертники. Потому что лобовое столкновение, как правило, заканчивается смертью. Последний трагический случай - в Ливенском районе. Семья из Смоленска возвращалась с отдыха. Женщина-водитель пошла на обгон, не рассчитала, не справилась... В итоге погибла она, погиб семилетний ребенок, муж до сих пор лежит в тяжелейшем состоянии в больнице в Ливнах. Такая трагедия... И, согласитесь, это ведь трагедия не одной семьи - это трагедия целого круга людей, их близких. Ведь хоронить своих детей, внуков - такую трагедию не измерить никакими цифрами, никакими убытками, ничем.
Отдельный вопрос - состояние детского дорожно-транспортного травматизма. Поверьте, за годы работы много раз выезжал на происшествия, ко многому привык, но за все 22 года службы не могу привыкнуть к одному: когда участниками ДТП становятся дети, когда видишь эти маленькие существа, которые полностью в этой жизни зависят от взрослых. Они вообще не должны в этом участвовать! Но, к сожалению, этот ужас продолжается. На сегодняшний день у нас 81 факт ДТП с участием детей. Шесть детей погибли, 89 получили ранения. Считаю, что для Орловской области это показатели запредельные! Причем возраст погибших детей - от двух месяцев до 10 лет. Разве это нормально? Разве это правильно?
НАРУШИТЕЛЬ, НАЖМИ НА ТОРМОЗА!
- Так почему это происходит? Наказания за нарушение правил ужесточили, а результат фактически нулевой. Может быть, дело в особенностях национального менталитета?
- Никакого особенного менталитета нет. Есть наше отношение к нашей же собственной безопасности. Ведь как только у нас заходит речь о повышении штрафов, у граждан сразу же срабатывает мысль в одну сторону: а сколько будем давать "гаишнику"? Да не надо ничего давать - надо соблюдать правила: надо начать пристегиваться ремнями безопасности, не проезжать на красный сигнал светофора, уступать дорогу пешеходам, не превышать скорость. Но, к сожалению, у нас об этом мало кто думает.
И проблема здесь не в ментальности. Придумали себе хорошую, простите, "отмазку": у нас менталитет такой, нечего на Европу смотреть. Да не надо ни на кого смотреть - надо просто задуматься о своей безопасности. Ведь до абсурда доходит. Недавно, 5 августа, дежурили. Остановили машину. Едет по встречной полосе, в салоне - пять человек плюс двое маленьких детей на руках. Начинаем объяснять, оформляем протокол на штраф. И что вы думаете? Выходит мама семейства и говорит: "Вам что, делать нечего? Вам бы только деньги содрать, только о себе думаете! Вы нам испортили праздник - и это останется на вашей совести". А жизнь детей на чьей совести была бы, если бы в них машина влетела?
Еще о менталитете. Почему, когда наши граждане выезжают за границу, они ведут себя законопослушно? Никто не превышает скорость, пристегиваются ремнями безопасности, не пьют водку за рулем, и детские кресла у всех имеются? Но как только возвращаются и пересекают российскую границу, делают глубокий выдох и - педали в пол, про тормоза забыли, про то, что вокруг люди, тоже забыли - все! Почему? Это не ментальность. Это отсутствие понимания и страха. И, наверное, отсутствие нормального, жесткого законодательства в этой сфере.
КТО ЗАЩИТИТ ПРАВА ПАССАЖИРОВ?
- Евгений Алексеевич, происшествия с участием пассажирских автобусов стали настоящей бедой. В нашем регионе, особенно в областном центре, это тоже один из самых больных вопросов. Как вы видите решение данной проблемы?
- Почему происходят ДТП с участием пассажирского транспорта? Потому что человек, который сидит за рулем, устает. Почему он, уставший, садится за руль? Потому что нет системы контроля. Это прежде всего относится к водителям маршруток. Ведь кроме ГАИ, по сути, никто за водителями не надзирает. Мы долиберализировались до того, что не можем теперь проверять предпринимателей, занимающихся извозом пассажиров. Теперь они говорят, что их бизнес "кошмарят", а этого делать нельзя. И получается, что мы встали на защиту их коммерческих интересов, а кто же будет думать про безопасность людей, которых они перевозят? Поймите, автомобили "газель" не виноваты в том, что попадают в ДТП. Виноваты люди, которые ими управляют. У нас складывается абсурдная ситуация: никто не осуществляет контроль за тем, в каком состоянии машина выходит на маршрут, в каком режиме работает водитель, есть ли у него время для отдыха, есть ли у него возможность отремонтировать автомобиль и потом уставшим не сесть за руль. Да, на бумаге у предпринимателей все хорошо. А в реальности? Вопрос безопасности пассажирского транспорта заключается только в одном - в отношении перевозчика к выполнению своих функций. В полном объеме, начиная с обеспечения хранения автомобилей, Режима труда и отдыха водителей, наличия ремонтно-технической базы и так далее. И контролировать это должна не Госавтоинспекция.
К сожалению, сегодня в лицензировании этой деятельности ГАИ участия не принимает. Лицензию на право перевозок выдают Управление государственного автодорожного надзора (так называемая транспортная инспекция) и лицензионный комитет муниципального органа власти. При этом наши претензии не учитываются. Ведь главное - заработать деньги. А потому выпускают на маршрут "убитые", кое-как замазанные, покрашенные машины... Бывали случаи, когда в прошлом году мы задерживали на линии водителей маршрутных автобусов в состоянии алкогольного и даже наркотического опьянения. Извините, кому мы доверяем жизни наших людей? И кто должен это контролировать?
ГИБДД не снимает с себя ответственности. Да, однозначно, первой должна на этом рубеже стоять Госавтоинспекция. Мы обязаны найти, выявить, пресечь и проинформировать. А дальше? Мы направляем информацию по таким фактам и в транспортную инспекцию, и в органы исполнительной власти, ставим вопросы о лицензировании... Но ни у кого лицензию не отняли, ничью деятельность не прекратили. Посмотрите, что творится в Орле, - все продолжается в том же ключе. Чиновники говорят, что это не в их компетенции. Значит, надо выходить с законодательной инициативой, принимать законы, которые бы ограничивали деятельность таких горе-предпринимателей. А то мы защищаем их права, а о правах тысяч пассажиров, которых они перевозят каждый день, забываем.
БЕЗОПАСНОСТЬ БЕСПЛАТНОЙ НЕ БЫВАЕТ
- Сегодня проблема аварий на российских дорогах обсуждается на самом высоком уровне - о необходимости переломить ситуацию говорят и президент, и министр внутренних дел. Причем подчеркивается, что необходим комплексный подход. В чем он должен заключаться применительно к Орловской области?
- Во-первых, в обучении правилам поведения на дороге - с самого детства. Ребенок с самых первых дней жизни, уже по дороге из роддома, становится участником дорожного движения и участвует в нем всю оставшуюся жизнь. А мы почему-то не объясняем детям, что это очень сложный и опасный процесс. А у нас, к великому сожалению, в школах на обучение Правилам дорожного движения отводится не более 16-18 часов в год. Да и материал, на котором мы обучаем детей, извините, никуда не годится. В школьных уголках висят плакаты 1968 года, но в наши дни условия дорожного движения кардинально изменились! Да, чтобы оборудовать те же уголки, чтобы издать брошюры, чтобы построить детский автогородок, требуются значительные средства. Но, поверьте, все затраты окупятся с лихвой, если мы вырастим не нарушителя, а адекватного участника дорожного движения. И здесь ведущую роль должны играть органы образования, чего, к сожалению, пока нет.
Второе - это инфраструктура дорог и улиц. Это основа безопасного движения. Без обиняков скажу, что улично-дорожная сеть умерла в Орловской области еще в конце 80-х. Сегодня мы имеем низкую пропускную способность дорог - прежде всего в Орле, никуда не годится состояние светофорного хозяйства. Про состояние покрытия городских дорог даже говорить не стоит. Но, знаете, может быть, и хорошо, что на наших дорогах есть ямы. Потому что, если на них положить ровный асфальт, - это будут дороги в смерть. Не удивляйтесь. На хорошей дороге должна быть хорошая инфраструктура: бордюрные камни, разметка, светофоры, пешеходные переходы и так далее. У нас этого практически нет. И делать это должна не Госавтоинспекция. Нам сегодня необходимы надземные переходы, но нам жалко денег на их строительство. Мы задыхаемся от пробок, но при грамотной организации дорожного движения их можно было бы избежать. Однако проекта организации дорожного движения в Орле нет до сих пор, горадминистрация кормит нас завтраками с 2006 года опять же по причине отсутствия средств.
В-третьих, необходимо ужесточить контроль за качеством подготовки водителей. Сейчас расплодилось множество частных автошкол. В большинстве из них нет необходимой материально-технической базы, нет классов для обучения Правилам дорожного движения, но они каким-то образом получили лицензии. Да и где обучают вождению? На всю область у нас два автодрома, построенных в 70-х годах прошлого века. Чему на них можно научить? Кстати, еще в ноябре прошлого года мы выходили с предложением к прежнему руководству региона о постройке нового автодрома. Причем даже нашли инвестора, который готов был вложить в него деньги. Нас выслушали - и на этом все закончилось.
Радует то, что сейчас по поручению губернатора создана комиссия, которая займется проверкой качества обучения в автошколах. Комиссию возглавляет госпожа Сальникова - руководитель департамента образования, культуры и спорта. Это значит, что новая власть Орловской области понимает, что в таком важном вопросе, как обеспечение безопасности на дорогах, должны быть задействованы все ведомства и структуры, включая образовательные, медицинские, дорожно-строительные. Только милицейским кулаком, только силами Госавтоинспекции справиться с этой проблемой невозможно.
И, наконец, главное, о чем бы я хотел сказать. Нам всем пора понять: безопасность бесплатной не бывает. Экономить на безопасности нельзя. Ведь спасенные человеческие жизни нельзя измерить никакими деньгами - они бесценны.
Беседовала Татьяна ФИЛЁВА.


15.08.2009 08:23

Похожие новости

Рассуждать о "непрестижности" общественных и временных работ, предлагаемых службой занятости людям, лишенным другой возможности зарабатывать, легко тому, кто не успел вкусить в жизни лиха по молодости лет. Либо тому, кто еще ни разу не терял своей работы со стабильным заработком. Либо тому, кто занял очень удобную для себя позицию: кто не работает, того кормят другие. БЕЗДЕЛЬНИКИ НЕ НУЖНЫ - Пребывать в ожидании "достойной работы" можно до бесконечности, - считает Ирина Докукина. - Надо реально оценивать обстановку. Ее, бухгалтера с весомым трудовым опытом, кризис лишил хорошо оплачиваемой работы в агрофирме. Когда Ирина пришла в центр занятости Болховского района и ей предложили общественные работы на заводе пищевых продуктов, она согласилась сразу - жить-то надо. А тут какой-никакой, а заработок: минимальная зар­плата (4330 рублей) плюс пособие. И работа в одну смену устраивает - ребенка удобно из школы забирать.  
На коллегии Управления ФНС России по Орловской области по итогам работы за первое полугодие 2009 года обсуждалось, что необходимо сделать в первоочередном порядке для пополнения государственной казны в условиях кризисных явлений.  
14 августа, в первый день Успенского поста, Русская православная церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. История этого праздника берет начало в IX веке в Константинополе, где 14 августа часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны "для освящения мест и отвращения болезней". 27 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.  
Немногим более года назад режим Саакашвили напал на маленькую кавказскую республику. Тогда в нашей стране не было тех, кто остался бы безучастным к трагедии целого народа. Спустя год после событий на Кавказе Орловская область радушно приняла детей из нового независимого государства - Республики Южной Осетии.  
В минувший вторник состоялось очередное заседание антинаркотической комиссии Орловской области, которое провел заместитель председателя правительства области, руководитель блока социального развития, руководитель аппарата областной антинаркотической комиссии В.В. Поляков. На этот раз члены комиссии рассмотрели вопросы о причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Орловской области, об уничтожении дикорастущих посевов конопли на территории нашего региона, а также об использовании средств массовой информации в антинаркотической пропаганде.