ЗАКОН И ПОРЯДОК


Дело Тарасова

"Он пользовался авторитетом, грамотный, толковый руководитель, хороший администратор, дисциплинированный и ответственный человек", - именно так в ходе судебного процесса характеризовали некоторые свидетели обвиняемого - руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области - главного регистратора Орловской области Эдуарда Тарасова, впоследствии назначенного на ту же должность в Калужской области. Другие свидетели по делу к этой характеристике добавляли: "...своим поведением чиновник Э.Л. Тарасов подрывал авторитет всего возглавляемого им управления".



Эдуард Леонидович Тарасов, действительно, оказался личностью незаурядной, не лишенной организаторских способностей и в некотором роде смекалки. Вот только реализовывал он свои "таланты" вне правового поля. И в один прекрасный день его деятельностью заинтересовалось Управление ФСБ по Орловской области.
Об этом деле уже немало было сказано журналистами региональных СМИ, но очень много интересного все же осталось "за кадром". Сегодня мы еще раз вместе с вами, уважаемые читатели, неспешно пролистаем несколько десятков страниц приговора. Итак...
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ...
Эта история началась в конце декабря 2006 года. Потом оперативники Управления ФСБ по Орловской области установят, что руководитель УФРС по Орловской области Э.Л. Тарасов, действуя в интересах своего доверенного лица N., в отношении которого дело было выделено в отдельное производство в связи с розыском, в 2007 году заключил фиктивный договор аренды производственных помещений, расположенных на подконтрольном N. предприятии ЗАО "Орел-Продмаш", которые фактически УФРС по Орловской области не использовало и изначально не собиралось их использовать для своих целей, но при этом ежемесячно в счет исполнения договора УФРС по Орловской области перечисляло арендную плату. Таким образом перечислив на расчетный счет ЗАО "Орел-Продмаш" в общей сложности около 17 000 000 рублей, которые в последующем были израсходованы на коммерческие цели предприятия.
Но как такое могло произойти? Управление ФРС по Орловской области остро нуждалось в дополнительных площадях, и его руководитель Эдуард Тарасов направил заявку в Федеральную регистрационную службу РФ на выделение денег для оплаты аренды площадей. Обратим внимание читателей на то, что в своем письме на имя директора Федеральной регистрационной службы России Тарасов просил выделить средства в размере 17 млн. рублей по статье "Арендная плата за пользование имуществом для оформления договора аренды, с возможностью последующего выкупа, административного здания ориентировочной площадью 1 900 кв. метров".
Федеральное ведомство дало "добро", после чего в УФРС по Орловской области было сделано соответствующее техническое задание, а на сайте была вывешена информация о том, что управлению необходимо помещение в центре города с удобными подходами, с необходимым количеством кабинетов, с актовым залом и т. д. Чтобы соблюсти в таких случаях все требования закона, УФРС по Орловской области по поводу проведения конкурса обратилось в Фонд имущества Орловской области, руководителем которого на тот момент являлся В.П. Долуда. Специалисты фонда принимали участие в проведении конкурса, следили за надлежащим оформлением документов, соответствием их нормам действующего законодательства. По конкурсной документации регуправлению требовалось 3 000 - 3 500 кв. метров.
На конкурс было подано две заявки: ЗАО "ОРЗЭП" и ЗАО "Орел-Продмаш". Свидетель по делу М. в суде расскажет, что она собирала все документы по конкурсу и носила их на утверждение руководителю, объясняя ситуацию. И уже руководитель утверждал победителем того, чьи условия подходили больше. Выиграло ЗАО "Орел-Продмаш". Однако без ремонта на "Орел-Продмаш" переезжать было нельзя, но эта информация не афишировалась.
Кстати, ремонт требовался и еще одному помещению для управления - по улице Московской, 155, правда, многие сотрудники УФРС по Орловской области даже не ведали, что здание клуба завода "Текмаш" было предоставлено Управлению ФРС по Орловской области. В письме же на имя директора ФРС России Тарасов писал, что здание на ул. Московской, 155 "площадью 2 849,3 кв. м планируется использовать для размещения структурных подразделений, задействованных в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и размещения архивохранилища".
Кстати, потом, когда в здании регуправления будет проведен обыск, там не найдут ни одного документа, свидетельствующего о внутренней переписке отделов УФРС по Орловской области с руководителями управления на предмет предоставления данным отделам дополнительных площадей, а также свидетельствующего об освоении и использовании арендованных помещений на ЗАО "Орел-Продмаш".
А события развивались так.
В Управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области собиралась информация федеральных органов об их потребностях в дополнительных площадях в связи с реорганизацией. Такая информация собиралась в начале года, а затем предлагались подходящие объекты. Управлению ФРС требовалось около 2500 кв. метров площади.
Здание клуба завода "Текмаш" по адресу: улица Московская, 155 долгое время не эксплуатировалось, и решено было предложить его регистрационному управлению. В конце декабря 2006 года - начале января 2007 года Территориальное управление Федерального агентства поставило в известность Тарасова о том, что есть возможность предоставить УФРС по Орловской области на праве оперативного управления здание по ул. Московской, 155. Тарасов не мог дать ответ сразу, ему необходимо было посоветоваться с вышестоящей организацией. Согласование было получено, и уже через месяц началась процедура перезакрепления здания.
После того, как Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области уведомило регистрационное управление о возможности размещения, буквально на следующий день Тарасов решил посмотреть здание. Комиссия из пяти человек, в том числе включая Э.Л. Тарасова, обошла полностью здание, посмотрела возможность вселения туда сразу или возможность проведения ремонта, посмотрела, в каком оно состоянии. Что же они увидели? Помещение было в ужасном состоянии, вплоть до того, что не было полов, отваливалась штукатурка. Кроме того, здание клуба является памятником архитектуры, поэтому реставрировать его как захочется нельзя, другими словами, чтобы провести ремонт, необходимо соблюсти множество условий. Тем не менее здание клуба было передано в оперативное управление регистрационному управлению. Была подготовлена проектно-сметная документация, отправлена на госэкспертизу, соответствующие документы были посланы и в вышестоящую организацию в Москву...
Но вернемся к ЗАО "Орел-Продмаш". Договор об аренде между регуправлением и закрытым акционерным обществом был заключен в конце марта 2007 года. На аренду помещений из федерального бюджета Управлению ФРС по Орловской области были выделены соответствующие средства. Как потом в судебном заседании расскажет свидетель С., который на тот момент являлся генеральным директором ЗАО "Орел-Продмаш", N. интересовался заключением договора аренды. Он позвонил уже второго апреля и поинтересовался, прошел ли первый платеж УФРС по Орловской области по аренде помещений.
Когда начали поступать деньги за аренду помещений, их расходование согласовывалось с N. (который непосредственного руководства ЗАО "Орел-Продмаш" не осуществлял, но имел там влияние). Деньги тратились на текущие расходы, ремонты, на покупку котельной и чугунолитейного цеха.
Деньги за аренду помещений регуправление перечисляло ежемесячно, но в отделе материально-технического обеспечения заметили, что реальной аренды помещений нет. Сотрудница отдела МТО по заданию своего начальника отдела позвонила на ЗАО "Орел-Продмаш" и высказала желание прийти и посмотреть помещения, которые они арендуют. Ведь по документам выходило, что переданное в аренду имущество "общей площадью 5 757 кв. метров... находится в исправном состоянии, не требует капитального ремонта, соответствует санитарным и противопожарным нормам. Арендатор в лице руководителя УФРС по Орловской области Э.Л. Тарасова претензий по принимаемому имуществу не имеет". К слову сказать, если здание на ул. Московской, 155 приходила осматривать целая комиссия, то в данном случае никто из регуправления помещения ЗАО "Орел-Продмаш" не осматривал.
Гендиректор "Продмаша" после звонка сотрудницы отдела МТО регуправления тут же связался с N. и рассказал ему, что из управления ФРС хотят прийти и посмотреть площади, которые они занимают согласно договору аренды. Смотреть там было откровенно нечего. Помещения были просто не приспособлены для размещения центрального офиса регуправления, там даже были демонтированы регистры отопления. К тому же до лета-осени (напомним, что договор аренды был заключен в конце марта 2007 года) помещения, которые "арендовало" управление, использовались исключительно в производственных целях и занимались другими коммерческими организациями. Посторонний человек не должен был этого знать. N. тут же перезвонил Тарасову, который на тот момент являлся уже руководителем Управления ФРС по Калужской области, и рассказал ему о желании представителей УФРС по Орловской области осмотреть арендуемые помещения. Тарасов пообещал разобраться. N. перезвонил гендиректору ЗАО "Орел-Продмаш" и сообщил, что всё в порядке. А через три часа вновь перезвонил на "Продмаш" и поинтересовался предполагаемой проверкой, ему ответили, что представителей регуправления не было. N. перезвонил Э.Л. Тарасову и поблагодарил последнего за то, что все вопросы, связанные с проверкой, были решены.
Кстати, уже через несколько дней после заключения договора аренды N. в разговоре с зам. директора "ОПК" высказался о том, что в государственном контракте между ЗАО "Орел-Продмаш" и УФРС по Орловской области указана площадь сдаваемых в аренду площадей, намного превышающая фактически требуемую регуправлением. N. предположил, что это может вырасти в проблему и данное обстоятельство может привести к проверке использования денежных средств.
Как в воду смотрел...
Позднее, при квалификации действий подсудимого Тарасова, суд посчитает установленным, что использование им своих служебных полномочий вопреки интересам службы было обусловлено личной заинтересованностью, то есть стремлением к созданию и сохранению положительных межличностных отношений и контактов с N.
Все, что в данном случае сделал Тарасов, суд квалифицировал по ст. 285 ч. 3 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организации и тяжкие последствия; а также по ст. 159 ч. 4 УК РФ как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
"БЛАГИМИ" НАМЕРЕНИЯМИ ДОРОГА ВЫСТЛАНА В...
Прежде чем мы подробно перейдем ко второй части нашего рассказа, обратим внимание читателей на некоторые нормативно-правовые акты. Это поможет лучше понять то, о чем пойдет речь ниже.
Итак, согласно ч. 2 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственные органы и должностные лица не вправе взимать за совершение юридически значимых действий иные платежи, за исключением государственной пошлины. Согласно п. 1.2 решения совета ФРС РФ к приказу ФРС РФ № 114 от 26.08.2005 г. руководителям территориальных органов Росрегистрации необходимо государственную регистрацию ипотеки осуществлять в сокращенные сроки с учетом технических и кадровых возможностей, но не более чем в течение 14 календарных дней. При этом обычная регистрация прав производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Приказом руководителя УФРС по Орловской области Тарасова в 2005 году был утвержден Порядок согласования проведения госрегистрации в срок менее месяца, согласно которому ходатайство заявителя о проведении госрегистрации в срок менее семи дней рассматривается руководителем, а в случае его отсутствия или по его поручению заместителем руководителя управления, курирующим вопросы госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В начале декабря 2000 года в орловском регуправлении была создана профсоюзная организация, главной задачей которой стала защита профсоюзных и трудовых, социально-экономических, политических и законных интересов членов профсоюза.
В период с января 2006 г. по июль 2007 г. Тарасов, находясь в своем рабочем кабинете, достоверно зная об отсутствии законодательного регулирования дополнительной платы за осуществление регистрационных действий в сокращенные сроки, явно выходя за пределы своих полномочий, нарушая сразу несколько федеральных законов, при разрешении ходатайств коммерческих организаций об ускорении срока государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предлагал представителям коммерческих организаций производить перечисление денежных средств в виде благотворительных взносов, которые в последующем зачислялись на расчетный счет профсоюза орловского регуправления.
Свидетель П. в суде рассказал, что работает директором одной строительной фирмы. Летом 2006 года они занимались оформлением кредита для потребительских нужд и строительства объекта. Заниматься документацией было поручено исполнительному директору Р. Последний обратился в УФРС по Орловской области для регистрации договора ипотеки. Когда он сдал все необходимые документы, ему сказали, что регистрация займет 25-30 дней. Директор фирмы попросил Р. узнать, как можно ускорить регистрацию. Р. позвонил в приемную регуправления, ему сказали, что с этими вопросами нужно обращаться к Э.Л. Тарасову, что он и сделал, придя на прием. Он взял расписку о приеме документов, объяснил ситуацию. Тарасов позвонил регистратору, спросил про документы и сказал, что сообщит в течение трех дней, когда будут готовы все бумаги. Затем Тарасов сказал, что нужно оказать спонсор­скую помощь, на что Р. попросил официальное письмо и реквизиты счета. Зашел мужчина и проводил Р. в кабинет напротив, где ему дали реквизиты и письмо за подписью Тарасова. С этим письмом Р. вернулся в свой офис и сказал директору П., что документы будут готовы в течение трех дней и что их, если есть возможность, просили оказать спонсор­скую помощь. Кстати, Р. не удивился, что Тарасов обращается к нему с просьбой оказать спонсорскую помощь, он знал об этом. Фирма перечислила на счет профсоюза регуправления 5000 рублей.
Примерно по такой же схеме спонсорскую помощь перечисляли и другие организации. При этом их руководители были уверены, что спонсорская помощь оказывалась за сокращенные сроки регистрации. Суммы были разные - от двух тысяч до двадцати тысяч рублей. Перечисляя деньги, бизнесмены рассуждали так: при многомиллионных сделках несколько тысяч рублей - сумма незначительная, а вот если придется снова обратиться (что очень часто и происходило), то проблем не будет и регистрация пройдет в ускоренном режиме. Полученные деньги в профсоюзе тратили на различные корпоративные праздники, оказывали материальную помощь сотрудникам, покупали подарки для детей.
12 июля 2007 года Э.Л. Тарасов был назначен на должность руководителя УФРС по Калуж­ской области - главного регистратора Калужской области. На первом же совещании Тарасов сказал, что надо создать профсоюз. И уже 27 июля по инициативе руководителя УФРС по Калужской области Тарасова была создана и зарегистрирована профсоюзная организация государственных гражданских служащих и работников УФРС по Калужской области. Устав профсоюзной организации предусматривал возможность получения денежных средств за счет добровольной безвозмездной помощи от физических и юридических лиц.
С приходом Тарасова в регуправлении по Калужской области сложилась практика, когда юридические лица для решения вопроса об ускорении срока госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечисляли денежные средства на расчетный счет профсоюзной организации УФРС по Калужской области.
В судебном заседании свидетели расскажут о том, когда не было документов, подтверждающих основание для ускоренной регистрации, Тарасов говорил: "Если вам не жалко, заплатите некоторую сумму - сколько можете заплатите, после чего вопрос регистрации решится в этот же день". Кроме того, руководитель Калужского регуправления
Э.Л. Тарасов рекомендовал руководителям отделов на местах ставить предпринимателей в такие условия, чтобы последние были вынуждены оказывать материальную помощь профсоюзу УФРС по Калужской области. Тарасов говорил: "Они [предприниматели] заключают миллионные сделки, поэтому могут перечислить по 5000 рублей". Кстати, слухи о том, что за спонсорскую помощь в УФРС по Калужской области можно быстро решить вопрос ускоренной регистрации, очень быстро распространились по городу и области.
Так своими действиями руководитель УФРС подорвал авторитет возглавляемого им управления. Это одна сторона медали. Была и другая.
С приходом Тарасова на должность руководителя Калужского регуправления многое изменилось. С появлением профсоюза стали проводить корпоративные мероприятия, поздравлять всех сотрудников с днями рождения, по заявлениям оказывать материальную помощь. В здании регуправления был сделан большой ремонт, появились новые кабинеты, помещения, оргтехника.
После ухода Тарасова деньги на счет профсоюза перестали поступать.
Теперь впору уже оперативникам Управления ФСБ по Калуж­ской области было заинтересоваться деятельностью главного регистратора Калужской области.
Кстати, перечисление спонсорской помощи не всегда было определяющим критерием при ускорении срока госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В эпизодах с профсоюзами суд дважды квалифицировал действия Э.Л. Тарасова по статье 286 ч. 1 УК РФ как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
По замыслу закона, вред охраняемым законом интересам общества и государства может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда, например, в нарушении конституционных прав и свобод гражданина, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, то есть сама по себе сумма разового перечисления коммерческой организацией благотворительного взноса может не иметь для нее существенного вреда, однако от действий подсудимого пострадали авторитет органа государственной власти, а также репутация управления Федеральной регистрационной службы.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
СУД ПРИГОВОРИЛ...
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Э.Л. Тарасов вину в совершенных преступлениях не признал.
Между тем суд приговорил: Эдуарда Леонидовича Тарасова признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 285 ч. 3, ст. 159 ч. 4, ст. 286 ч. 1, ст. 286 ч. 1 УК РФ; в соответствии с ст. 69 ч. 3 УК РФ назначить Э.Л. Тарасову окончательное наказание путем частичного сложения наказаний в виде восьми лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать организационно-распорядительные и административно-хозяйственные должности в государственных органах сроком на три года, со штрафом в размере 500 000 рублей; гражданский иск по делу удовлетворить частично; взыскать с Э.Л. Тарасова в пользу Федеральной регистрационной службы РФ 6 097 120 рублей 58 копеек ущерба, причиненного преступлением.
Кассационная инстанция приговор Советского районного суда г. Орла оставила без изменения. Приговор вступил в законную силу.
Дина ЯГУПОВА.
Помощник председателя Орловского областного суда.
Советник юстиции 3-го класса.


18.09.2009 07:49

Похожие новости

Почти два килограмма марихуаны - достаточно крупный улов орловских оперативников. Наркотик сотрудники милиции обнаружили и изъяли в доме одного из жителей Залегощенского района. Истоки этого дела следует искать в 2004 году. Именно тогда за незаконное производство, хранение и сбыт марихуаны был осужден муж одной из жительниц Залегощенского района. Срок мужчина получил приличный. Без участия главы семьи "дело" остановилось. Женщина попыталась продолжить "бизнес" мужа, но после ряда неурожаев неудачные попытки прекратила. Однажды, с появлением в жизни ее сестры мужчины, дело возобновилось. 53-летний местный житель все взял в свои руки и занялся возделыванием, изготовлением, хранением и сбытом марихуаны.  
Следственным отделом по городу Орлу 12 сентября 2009 года возбуждено два уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ ("Покушение на убийство"), по ч. 1 ст. 105 УК РФ ("Убийство").  
За последние три месяца в нашем регионе зарегистрировано более десяти фактов телефонного мошенничества. Несмотря на многочисленные предостережения, граждане продолжают верить мошенникам, а те неплохо наживаются на их доверчивости. Только за последнюю неделю произошло два таких случая.  
Несколько дней назад сотрудники Управления уголовного розыска УВД по Орловской области получили информацию о том, что 25-летняя жительница Заводского района Орла торгует наркотиками. В ходе оперативных разработок милиционеры собрали достаточно сведений, чтобы взять продавца с поличным. Операция была четко спланирована. Продавца наркотиков удалось задержать около одного из домов на бульваре Победы. При личном досмотре у нее было обнаружено 7,7 грамма марихуаны. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 228 УК РФ "Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов".  
С 24 по 31 августа 2009 года на территории Орловской области проведено оперативно-профилактическое мероприятие "Нелегальный мигрант". Основной целью мероприятия являлось предупреждение и пресечение незаконной миграции с учётом прогноза развития ситуации в сфере внешней трудовой миграции в условиях финансового кризиса. Работа по проведению оперативно-профилактического мероприятия была организована Управлением Федеральной миграционной службы по Орловской области во взаимодействии с Управлением внутренних дел по Орловской области и иными силовыми ведомствами.