ОФИЦИАЛЬНО


Бюджет Орловщины не на "китах" стоит

Жить в пору крутых перемен, справедливо считали древние китайцы, крайне неуютно. А если еще постоянно находиться в их эпицентре... Короче, отечественной налоговой службе не позавидуешь: ведь нормативно-правовые документы, регламентирующие её деятельность, меняются с какой-то маниакальной настойчивостью. Вводятся новые виды налогов, импульсивно, подчас не согласуясь ни с какой логикой, ломаются привычные ставки уже существующих...



Приходится налоговикам, что называется, перестраиваться на марше. На ходу осваивают нововведения. Так же оперативно доносят перемены до многочисленных своих клиентов. И такая напряженная работа не может не дать достойных результатов. В нашей области объем налоговых поступлений в бюджеты разных уровней растет год от года. Не стал исключением и 2004-й. По данным руководителя управления Федеральной службы по налогам и сборам по Орловской области В.В. Колесникова, выполнены установленные задания по формированию доходной части бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов.
Прошлый год, без преувеличений, стал особенно "урожайным" для орловских налоговиков. На территории области удалось собрать более 9,2 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей. Получено свыше 11 тыс. рублей налогов на душу населения. Кстати, по этому важнейшему показателю Орловщина обошла многие соседние регионы. Сравните: Тамбовская область - 7 тыс. рублей, Воронежская - 7,6, Курская область - 10,4 тыс. рублей.
И это, заметьте, при том, что из нашего региона, если кто забыл, "уплыли" такие мощные финансовые "киты" - крупные налогоплательщики, как ОАО "Стройтрансгаз", ОАО "Северная нефть", ЗАО "Интер РАО ЕЭС", и некоторые другие. Задание по поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет выполнено на 108,4% - это плюс 716 млн. рублей. Помимо налоговых платежей в бюджет, по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и суммам в счет погашения задолженности предыдущих лет поступило 4,7 млрд. рублей, что на 10,8% больше, чем в 2003 году. В бюджеты территорий в прошлом году перечислено почти 6,1 млрд. рублей налогов и сборов, или две трети от общего объема поступлений в консолидированный бюджет. По сравнению с 2003-м платежи возросли в 1,3 раза, или на 1,3 млрд. рублей.
Собираемость налогов - своеобразный барометр, точно показывающий экономическую "погоду" в регионе. Основной доходообразующей отраслью области традиционно является промышленность, удельный вес которой в общем объеме налоговых поступлений составил по итогам прошлого года порядка 40%. Общий их объем в промышленности возрос по сравнению с 2003 годом на 3,6% (это плюс 128 млн. рублей). Наиболее значительный рост отмечен по предприятиям промышленности строительных материалов - в 1,6 раза. На предприятия торговли, транспорта и связи приходится соответственно 12%, 9% и 6% платежей.
Налоговые органы особенно внимательно контролируют налог на прибыль - основной в формировании бюджетов всех уровней. Его удельный вес в общем объеме поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Орловской области составил 22,6%. По итогам 2004 года в бюджеты всех уровней перечислено около 2,1 млрд. рублей налога на прибыль. Увеличили поступления по сравнению с 2003 годом такие крупные налогоплательщики, как ЗАО "Велор" (в 2,5 раза), ООО "Фригогласс-Евразия", ОАО "РеКом" (в 1,8 раза). Значительные объемы налога получены от структурных подразделений ОАО "Мострансгаз" - 370 млн. рублей, Орловско-Курского отделения Московской железной дороги - 54 млн. рублей. Платежи только этих двух налогоплательщиков составляют около 20% в поступлении налога на прибыль в консолидированный бюджет области и около 25% - в территориальный.
Но львиную долю в пополнении доходной части бюджета играют налоговые поступления с физических лиц и прежде всего налог на доходы физических лиц. По итогам 2004 года этот налог по объему платежей занимает 40,6% в доходной части территориального и 26,7% - в доходах консолидированного бюджета. Как подчеркнул
В.В. Колесников, тенденция роста поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет на протяжении последних лет остается устойчивой. За минувший год собрано около 2,5 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2003 года. Несомненно, немалую роль в этом сыграла систематическая, целенаправленная работа налоговых органов по выявлению дополнительных доходов физических лиц, которые по разным причинам не облагались налогом. Например, при оплате за своих работников юридическими лицами строящихся квартир, при получении доходов от продажи недвижимости, акций, других ценных бумаг и т.д. В 2004 году налоговыми инспекциями области были проверены 36 строящих жильё предприятий и организаций. В итоге доначислено около 400 тыс. рублей.
Что касается акцизов, то по объему поступлений в консолидированный бюджет их доля по всем подакцизным товарам составила 8,8% или 813 млн. рублей (без учета акцизов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд). Из общего объема поступивших в бюджет акцизов почти три четверти (606 млн. руб.) - акцизы на алкогольную продукцию и спирт. Задание по их поступлению за прошедший год выполнено на 105,2% (плюс 40,4 млн. руб.).
Правда, есть в "алкогольной" теме и тревожные моменты. Так, если в прошлом году по сравнению с 2003-м поступления акцизов на водку и ликеро-водочные изделия в консолидированный бюджет возросли на 8,4% (плюс 24,6 млн. руб.), то акцизы на спирт уменьшились на 14,9% (минус 50,5 млн. руб.). Как считают налоговики, в основном это обусловлено переходом спиртовых заводов на производство денатурированной продукции, а также из-за использования в производстве алкогольной продукции привозного спирта.
Только за последний год количество игровых автоматов в области возросло почти в два раза и составляет 1200 единиц.
Растут и доходы от игорного бизнеса. За прошлый год в территориальный бюджет было перечислено 46,3 млн. рублей налога - это в 12,2 (!) раза больше, чем в 2003 году. Росту поступлений, несомненно, способствовали законодательные изменения. Как известно, Налоговый кодекс расширил понятие "игровой автомат": сейчас даже детские автоматы с выигрышем-игрушкой облагаются налогом на игорный бизнес.
Немало было дебатов по поводу транспортного налога. Но вот прошел год, и результат свидетельствует в пользу нововведений: в территориальный дорожный фонд перечислено 477 млн. рублей (по сравнению с 2003 годом рост - 13,3%). В том числе транспортный налог составил 126 млн. рублей. В местах прохождения технического осмотра транспортных средств была организована работа 24 налоговых постов. Для корректировки базы данных о владельцах и во избежание принудительного взыскания сумм транспортного налога была проведена акция "Неделя транспортного налога", в ходе которой в налоговые инспекции приглашались граждане, не уплатившие налог за 2003 год. Каждый налогоплательщик мог уточнить различные реквизиты и получить налоговые уведомления. В результате постоянной сверки и корректировки базы данных ГИБДД снизился удельный вес неточных и недостоверных сведений о владельцах транспортных средств. Дополнительно поставлено на учет в 2004 году более 9 тыс. транспортных средств, по которым исчислено 9,4 млн. руб. транспортного налога.
Важнейшее направление деятельности инспекций - обеспечение поступлений единого социального налога (ЕСН). Ведь он гарантирует своевременное получение пенсий, бесплатных медицинских услуг, несет другие социальные нагрузки. За минувший год поступления ЕСН с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет достигли 4,7 млрд. рублей - на 10,8% больше, чем в 2003-м.
Задание по сбору налога в целом по всем фондам (Пенсионному, социального и медицинского страхования) выполнено на 106,4%. Сверх установленного уровня поступило 280 млн. рублей.
Серьезная (и далеко не новая) проблема задолженности. Особенно это касается сельхозтоваропроизводителей. По словам В.В. Колесникова, в течение всего минувшего года в соответствии с Федеральным законом от 9.07.2002 г. №83-ФЗ велась большая работа по реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей. В целом по области реструктуризирована задолженность по 144 сельхозтоваропроизводителям на общую сумму 693 млн. рублей. До 1 апреля 2004 года было списано пени и штрафов на 206 млн. рублей.
Управление ФНС по Орловской области контролировало также ход текущих платежей: по должникам, нарушавшим условия реструктуризации, ежеквартально направлялась информация в территориальную комиссию по финансовому оздоровлению. Это действовало на подавляющее большинство должников отрезвляюще.
Если налогоплательщики в силу различных причин "забывают" четко следовать нормам налогового законодательства, налоговики всегда готовы помочь им "освежить память". По результатам проверок за 2004 год налоговыми органами дополнительно начислено платежей в бюджеты более 1 млрд. рублей - в 1,2 раза больше, чем в 2003 году.
Повысилась эффективность проверок, которые проводятся непосредственно в инспекциях (более 192 тыс. за год). По результатам дополнительно начислено 395,3 млн. рублей. Это в 1,5 раза выше уровня 2003 года.
Современная система налогового администрирования предполагает в первую очередь создание для налогоплательщиков максимально удобных условий уплаты налогов. И сотрудниками управления ФНС России по Орловской области в 2004 году проводилась информационно-разъяснительная и индивидуальная работа по представлению налогоплательщиками налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также на электронных носителях.
Минувший год стал для работников УФНС по Орловской области годом роста - практически по всем значимым показателям. И можно с большой долей вероятности сказать, что и 2005-й будет не менее успешным - орловские "сборщики податей" доказали, что умеют работать напряженно и эффективно. Поменьше бы только налоговиков доставали пустыми административно-нормативными новшествами.
С. НИКОЛАЕВ.


02.03.2005 08:59

Похожие новости

В управлении по делам молодежи и физической культуре администрации Орловской области прошел "круглый стол" ассоциации общественных молодежных и детских объединений Орловской области.  

Орел. 8 февраля. Интерфакс-Центр - губернатор Орловской области Егор Строев выступает против отставки правительства. "Вотумом недоверия депутаты пытаются "переложить на правительство свои собственные грехи", - заявил во вторник "Интерфаксу" Е. Строев.  

Исполнительным директором ОАО "Орловский сталепрокатный завод" назначен Игорь Крыжановский. Напомним, что ранее эту должность занимал Игорь Савелов, который перешёл на другую работу в структурах "Северсталь-групп".  

19 января состоялось первое заседание совета общественной палаты Орловской области. В конце прошлого года в Орле была создана ассоциация общественных организаций - общественная палата, в состав которой вошли представители творческих союзов, ветеранских, женских, студенческих, благотворительных и спортивных общественных организаций, обществ инвалидов, чернобыльцев, казаков и других общественных объединений.  

ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКАЗ 11 января 2005 г. № 5 г. Орел [color=red]Об итогах областного творческого конкурса "Пресса-2004"[/color] В целях дальнейшего стимулирования интереса прессы к освещению социально-экономической проблематики и показу опыта решения важнейших проблем развития области и в соответствии с указом губернатора области от 5.05.2004 г. № 67 ПОСТАНОВЛЯЮ: