ОБО ВСЁМ


Приехали...

Почему до некоторых населённых пунктов области перестали ходить автобусы? Приехали... Так можно лаконично охарактеризовать незавидную ситуацию, в которой оказались жители нескольких сёл и деревень Новосильского и Хотынецкого районов. Приехали... Этот образ — если брать шире — ёмко определяет также серьёзные сбои в системе организации маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок в названных районах. Приехали... Вполне подходит такая формула и для определения позиции органов местного самоуправления, которые, что называется, «не тянут» с исполнением требований законодательства по обеспечению населения транспортными услугами. Невыездные поневоле А начнём с одного из писем на злободневную тему — конкретном свидетельстве автотранспортного неблагополучия. Сами авторы — жители села Воротынцево Прудовского сельского поселения Новосильского района — используют более эмоциональное слово — «беда». Согласитесь, им виднее.



Впрочем, людей нетрудно понять: рейсовый автобус до их села не доезжает уже целый год! Вот он — бытовой ужас современной жизни. Картинка из глубинки не для слабонервных. Зная наши дороги, когда шаг ступил в сторону от асфальта — и завяз по уши, можно представить, как жителям села Воротынцево приходится «путешествовать». Впору за голову хвататься.
Таким «хватанием» селяне и занимаются, как уже известно, в течение года.
А вот у местных властей голова по этому поводу, похоже, не болит. Иначе реакция на транспортную беду людей была бы не такой, какой её описывают авторы обращения в «Орловскую правду». Местная власть бесхитростно советует пенсионерам «собирать деньги на такси и посылать делегацию с вопросами в район».
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Особенно если брать во внимание то, что беспокойство, которое проявляют жители села Воротынцево, помимо сугубо бытового момента, имеет более глубокое содержание. Люди, как могут, по-простому, рассуждают о важнейших государственных вещах. Как оставаться в деревне, как держаться за землю, если в быту селян отсутствуют элементарные составляющие цивилизованной жизни. В нашем случае — возможность сесть в рейсовый автобус и поехать по своим делам в тот же райцентр. Да в отрезанный от автобусного сообщения населённый пункт молодёжь на аркане не затащишь.
Невыездными поневоле стали и позвонившие на «горячую линию» «Орловской правды» жители деревни Булатово 1-е Ильинского сельского поселения Хотынецкого района. Нечего сказать, хороший подарок они получили к майским праздникам — с 1 мая перестал ходить автобус по маршруту Хотынец — Булатово. Вот тебе, бабушка, и красный день календаря...
Конечно, Булатово 1-е не способно поразить воображение своими масштабами. Но разве это может иметь хоть какое-то значение, если деревня жива, если её обитатели не желают оказаться отрезанными от «большой земли»?
А ведь по пути к Булатово рейсовый автобус заходил ещё почти в десяток хотынецких сёл и деревень.
Тоскливо стало на душе после звонка из Булатово. Оказывается, маршрут этот закрыли впервые со времени его пуска в середине 1960-х годов. Люди вспомнили, что тогда пассажиров перевозили на автобусах с жёсткими — деревянными — скамьями...
Вот мы и дореформировались до того, что начинаем ностальгировать по старым добрым временам... А ведь ничего же катастрофического не происходит: ни революция нас не терзает, ни война. Почему тогда люди, как в ветхозаветные времена, должны надеяться не на мощность моторов современных машин, а на выносливость своих ног?
Автобус на приколе
Ответ на этот вопрос мы попытались найти и у перевозчиков, и у обязанных заключать с ними договоры на организацию пассажирских автобусных перевозок органов местного самоуправления. То есть как раз тех, кто несёт ответственность за обеспечение потребностей населения в пассажирских перевозках.
Генеральный директор основного областного автоперевозчика — ОАО «Пассажирская транспортная компания» (ПТК) — Ю.В. Чемеров озадачил первой же своей фразой. «У нас, — сказал Юрий Викторович, — с администрацией Новосильского района не заключён договор о пассажирских перевозках». Он сослался на 131-й Федеральный закон, согласно которому теперь ответственность за «организацию перевозки пассажиров внутри муниципальной сети» возложена на муниципальное образование.
Как выяснилось из дальнейшего разговора, администрация Новосильского района привлекла для этих целей частного перевозчика. А ПТК дала в аренду три своих автобуса. Так что, заключил гендиректор транспортной компании, все вопросы к главе администрации Новосильского района: «Наш договор у него на столе, но он его не подписывает».
От прямого вопроса: почему мощной областной автотранспортной компании новосильцы предпочли частника — может, услуги дороже? — гендиректор ушёл: мол, я не знаю — спросите у главы администрации района.
Странная, повторимся, ситуация: и в Хотынце, и в Новосиле, как практически во всех районах области, есть отделения ОАО «Пассажирская транспортная компания», есть необходимый для транспортного обслуживания населения парк машин, квалифицированные водители. Почему же доход из кармана области — а единственным акционером этой компании является Управление госимущества Орловской области — «уезжает» к частнику?
Как выяснилось, оба эти филиалы практически банкроты. В своё время за значительную задолженность по зар­плате на два года был дисквалифицирован руководитель Новосильского отделения ПТК. Ещё раньше по решению Государственной инспекции труда за аналогичные нарушения он уже был оштрафован на четыре тысячи рублей. Были арестованы счета предприятия, имущество...
Примерно в таком же тяжёлом положении и Хотынецкий филиал — он тоже остановлен. Долги по зарплате и налогам...
В редакцию нашей газеты был ещё один «транспортный» звонок. Речь шла о маршруте № 126 Микрорайон — Известковый завод. Как сообщили члены садового товарищества «Медик», на этом маршруте «бегает» всего один ПАЗик, и тот часто не приходит. Поэтому дачники вынуждены добираться на свои участки на проходящем, мценском, автобусе, который «всегда переполнен». Конечно, хорошо бы пустить по 126-му маршруту более вместительный автобус — например, «Икарус». Но если такой возможности нет, люди готовы ездить и на маршрутке, пусть даже и без льгот. Кстати, как нам удалось выяснить, там всегда и ходил «Икарус», а то и «Икарус»-«гармошка».
Комментируя эту ситуацию, генеральный директор ОАО «Пассажир­ская транспортная компания» сообщил, что сейчас вопрос по 126-му маршруту снят — автобус выходит на линию.
— А нельзя ли пустить для дачников повместительнее автобус? — поинтересовались мы.
— Нельзя, — не раздумывая ответил гендиректор, — подвижной состав старый, изношенный на сто процентов — все машины стоят на ремонте.
Но вернёмся к новосильским и хотынецким транспортным проблемам. Нам удалось связаться с главой администрации Хотынецкого района
Д.Н. Ветровым. По его словам, «30 апреля, «без объявления войны», пассажирская транспортная компания закрыла наш филиал. Как нам объяснили: они хотят его продать. Понятно, все маршруты закрылись». Как сказал глава, из пяти действовавших в районе маршрутов четыре удалось восстановить.
С перевозчиком-частником — у него есть «Газель», ПАЗ, а сейчас он приобрёл ещё и «форд» — заключён договор о пассажирских перевозках на месяц. Сейчас, чтобы «закрыть» оголённые маршруты, нашли ещё одного частника. В течение недели, заверил Д.Н. Ветров, будут решены все вопросы с разрешением на такие перевозки, с лицензией — «и где-то через неделю, максимум через десять дней, у нас эта проблема будет полностью снята».
Похоже обрисовал ситуацию и первый заместитель главы администрации Новосильского района А.В. Савельев. Он сообщил, что 10 марта этого года Новосильское отделение ПТК прекратило свою деятельность. Как сказал Александр Владимирович, «мы свои обязательства перед предприятием выполняли добросовестно — оно стало не по нашей вине. В общем, теперь выкручиваемся сами». Подтянули частного перевозчика, взяли три автобуса в аренду у Мценского филиала ПТК. И начинают потихоньку восстанавливать привычные маршруты. Это очень сложно, но возможно. Жителям села Воротынцево можно надеяться, что со следующей недели один раз в неделю автобус из Новосиля к ним будет ходить.
Последний комментарий по поднятым проблемам мы получили от начальника Управления строительной и дорожной инфраструктуры департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области А.С. Муром­ского. Он напомнил, что в соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к компетенции органов власти муниципального образования (п. 6 ст. 15). Это положение на региональном уровне закреплено в законе Орловской области от 26 ноября 1998 года № 84-ОЗ (в ред. 7.12.2009 г.) «Об организации обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Орловской области» (п. 3 ст. 1). Иначе говоря, теперь это ответственность и головная боль местной власти.
Что касается непосредственно обращений жителей деревни Булатово, то срыв в движении пассажирского автобуса А.С. Муромский связал с проведением ремонтных работ в районе моста в селе Ильинском — поэтому и было временно приостановлено транспортное движение до деревни Булатово, а маршрут Хотынец — Булатово осуществляется до Ильинского. Движение до Булатово будет организовано не позднее 25 мая этого года — по завершении ремонтных работ.
Движение автобуса по маршруту Новосиль — Кресты — Раковка с заездом в село Воротынцево, по словам А.С. Муромского, будет организовано уже к 27 мая.
Что-то сдвинется
с мёртвой точки?
Пока материал готовился к печати, в редакцию пришло ещё одно тревожное письмо на «транспортную» тему.
Его автор обратился в нашу газету от имени жителей села Подолянь и посёлка Ясная Поляна Глазуновского района в надежде на то, что публикация привлечёт к острой проблеме внимание ответственных чиновников и «может быть, что-то сдвинется с мёртвой точки».
Прежде, как следует из письма, рейсовый автобус Глазуновка — Подолянь ходил каждый день. Потом — четыре раза в неделю. Но люди и тому были рады. Можно было съездить в райцентр за покупками, в больницу — навестить родных или знакомых, да мало ли кому куда и зачем нужно ехать.
Однако прошло ещё немного времени, и ситуация изменилась радикально — автобус вообще перестал ходить в Подолянь. Только до села Тагино — административного центра одноименного сельского поселения. Отсюда и добираются до своей Подоляни её жители, преодолевая расстояние в девять километров, уже в течение полугода. В любую погоду. Молодым такой «крутой маршрут» и то одолеть непросто, а уж людям пожилым...
Конечно, «ходоки» обращались в различные инстанции — увы, автобусное счастье подолянам так и не улыбнулось.
А ведь, если вдуматься, они не должны обивать пороги начальственных кабинетов, кому-то что-то доказывать, в чём-то убеждать. Люди имеют законное право на «доступность транспортных услуг для населения», на «гарантированность предоставления услуг транспортом общего пользования», ибо согласно областному закону «О маршрутных автотранспортных пассажирских перевозках в Орловской области» на сей счёт существует «ответственность государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований за обеспечение потребностей населения в пассажирских перевозках». О том же — и уже не раз упоминавшийся в этой публикации 131-й Федеральный закон.
Тогда почему так получается, что в нормативно-правовых актах, регулирующих пассажирские перевозки, недостатка нет, а люди при этом топают на своих двоих по многу километров? Или на дворе не 21-й век? Или совесть у чиновников истончилась до невидимости? Или они посчитали, что селянам пора переходить на личный транспорт, а значит, общественный не нужен? Что ответить жителям Подоляни и Ясной Поляны? Приехали?
Николай СОЛОПЕНКО.


22.05.2010 06:53

Похожие новости

В большой светлой комнате, где живет Лена Шутеева, много цветов и мягких игрушек, на стене постеры с любимыми певцами, дипломы за творческие работы (вот уже много лет она вышивает изумительные картины бисером). Обычная девичья комната. О недуге Лены практически ничто здесь не напоминает, только отсутствие порогов в квартире. — Чтобы коляска легко проходила, — поясняет мама Лены Нина Николаевна. Лена Шутеева — инвалид I группы. Много лет она прикована к инвалидной коляске. Когда Лена родилась, врачи еще не умели диагностировать ДЦП у младенцев. И только в трехлетнем возрасте в столице девочке поставили диагноз. Тогда-то и начали реабилитировать, но было уже поздно. Болезнь победила все усилия медиков, массаж и процедуры.  
Считанные дни остались до наступления летних каникул. Совсем скоро летние оздоровительные лагеря и санатории распахнут для детей и подростков свои двери. Однако в этом году у родителей возникло много вопросов на эту тему. Куда обращаться за детскими путевками? Как они будут оплачиваться? Будут ли путевки в пришкольные лагеря засчитываться как льготные путевки в лагеря загородные? Отчасти именно изменение механизма получения путевок стало причиной многочисленных вопросов, которые задают родители. Если раньше путевки в лагеря отдыха для детей работающих граждан оплачивал Фонд социального страхования РФ, то теперь эти полномочия переданы регионам и муниципалитетам. За разъяснениями мы обратились в управление образования и молодежной политики департамента образования, культуры и спорта Орловской области, в управление по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, а также в управление образования администрации города Орла.  
Сегодня свой праздник отмечает пионерия Орловщины. Пионерская организация Орловской области, сохранив добрые и славные принципы пионерии — патриотизм, гражданственность, созидательность, товарищество, выстояла в сложный драматический период своей истории и продолжает развиваться. Орловская областная пионерская организация «Орлята» на сегодняшний день насчитывает в своих рядах более 40 тысяч девчонок и мальчишек. Оно и неудивительно, ведь жизнь «орлят» интересна, увлекательна и разнообразна. — Мы хотим, чтобы ребята в нашей организации становились юными гражданами своего Отечества, любящими Родину, творящими добро и справедливость, — говорит заместитель председателя пионерской организации Галина Зубова.   
Недавно в Москве состоялся II Международный конгресс биотехнологов «Евразия БИО-2010», в работе которого приняли участие ученые из России, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Японии, Китая — всего сорока стран. В числе биотехнологов, представлявших нашу страну, была доктор биологических наук, профессор факультета агробизнеса и экологии ОрелГАУ председатель Орловского отделения общества биотехнологов РФ Нинель Ефимовна Павловская. В ходе работы конгресса рассматривались актуальные проблемы современной биологической технологии, единственной, по словам ученых, науки, дающей возможность получать качественные экологически безопасные продукты практически «из ничего»: биопрепараты, биотопливо, ингредиенты для пищевой промышленности, фармацевтические субстанции из продукции переработки.  
Утка фаршированная, перепела запеченные, суфле из судака и семги, ленивый курник, пирожное «Солнечный цветочек», торт из белого шоколада «Музыка души» — это не меню ресторана, а лишь несколько названий блюд, которые были представлены на суд жюри участниками ежегодного областного конкурса поваров и кондитеров. У всех, кто пришел поболеть за команды — участницы конкурса, разбегались глаза от изобилия вкусных и красивых блюд на столах. Каждый желающий мог сам попробовать и оценить любое понравившееся блюдо, однако не каждый на это решался: жалко было разрушать такую красоту.