ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Актуальные проблемы противодействия коррупции

В архитектурно-строительном институте ОрелГТУ прошла научно-практическая конференция на тему: «Актуальные проблемы противодействия коррупции на современном этапе». Организаторы конференции — Орловский областной Совет народных депутатов, прокуратура Орловской области, Орловский государственный технический университет, Орловский государственный университет, Орловский юридический институт МВД России. В работе конференции приняли участие председатель Орловского областного Совета народных депутатов И.Я. Мосякин, прокурор Орловской области С.Д. Воробьев, сотрудник аппарата Совета Федерации ФС РФ А.В. Гыскэ, депутаты Орловского областного Совета народных депутатов, представители областной и городской администраций, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации, преподаватели и студенты орловских вузов.



В начале работы конференции состоялось пленарное заседание.
Беспрецедентные меры
С вступительным словом к участникам конференции обратился И.Я. Мосякин:
— Вопросы противодействия коррупции во все времена находились в поле зрения Российского государства. Политическая, правовая, экономическая и нравственная оценки этому явлению даны давно и однозначно: это преступление на основе циничного использования власти и авторитета должности в личных или групповых корыстных интересах.
Проведение конференции еще раз подчеркивает внимание власти, правоохранительных органов, научного сообщества, общественных организаций и средств массовой информации к вопросам борьбы с коррупцией.
В последние годы руководство государства предпринимает беспрецедентные меры, направленные на борьбу с коррупцией. В июле 2008 года президент Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил Национальный план борьбы с коррупцией, создан специальный Совет при президенте по борьбе с этим опаснейшим социальным злом. В апреле этого года Указом президента утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и План противодействия коррупции на очередные два года.
Позитивным шагом является ратификация в 2006 году Конвенции ООН против коррупции, а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Государственной думой принят целый пакет федеральных законов антикоррупционной направленности.
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию борьбе с коррупцией отводится значительное место. Президент открыто говорит о неприглядных фактах, когда наше чиновничество «кошмарит» бизнес, пытается контролировать средства массовой информации, вмешиваться в избирательный процесс, давить на суды.
За последние годы количество зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось чуть ли не вдвое. Объектами коррупции стали политика, бизнес, правоохранительные органы, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера.
Создалась ситуация, при которой гражданам России порой стало невозможно добиться осуществления своих законных прав без подкупа дол­ж­ност­ных лиц. К сожалению, в мире сложилось представление о России как об одной из наиболее коррумпированных стран.
Как сказал Владимир Владимирович Путин, «чиновничество превратилось в замкнутую надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».
С таким положением невозможно мириться. Борьбу с коррупцией необходимо рассматривать как острую и крупномасштабную политическую борьбу. От исхода этой борьбы зависят дальнейшее развитие России, ее успех в экономической сфере, а главное — внутриполитическая стабильность, без которой немыслим никакой прогресс.
Антикоррупционная составляющая должна быть прочной несущей конструкцией стратегии развития демократического правового социального государства, неотъемлемым элементом государственной политики.
Сенаторы борются со страшным злом
Выступивший на конференции А.В. Гыскэ, представляющий аппарат Совета Федерации, рассказал о мероприятиях, которые проводит верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации:
— В Совете Федерации ведется многоплановая законо­творческая и организационно-подготовительная работа по созданию полноценной системной основы для борьбы с коррупцией.
Последовательно реализуется План мероприятий по противодей­ствию коррупции на 2009—2010 годы, в котором предусмотрены законодательные и организационные меры по противодействию этому явлению. Кроме того, некоторые мероприятия ведутся в рамках иных планов, к примеру, плана работы Комиссии Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции на 2010 год.
Деятельность по реализации этих мероприятий предусматривает использование парламентских механизмов работы и направлена прежде всего на снижение уровня коррупционности действующих федеральных законов, недопущение во вновь формируемом законодательстве коррупционной составляющей.
Одной из важнейших функций является мониторинг антикоррупционного законодательства Российской Федерации и практики применения Федерального закона «О противодействии коррупции», антикоррупционного законодательства субъектов Российской Федерации, а также мониторинг правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.
Уверен, что в результате совместных усилий законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет достигнут положительный результат в борьбе с коррупцией. Таким образом, может быть решена наша конечная цель — создание единого правового пространства для противодействия коррупции.
Учёные
не остаются
в стороне
Ректор ОрелГТУ депутат областного Совета народных депутатов В.А. Голенков считает, что борьба с коррупцией не является очередной кампанейщиной:
— Это сложная, комплексная, ответственная работа, которая будет идти из года в год за создание той среды, в которой коррупция будет невозможна или сведена к минимуму. Эта среда должна быть создана государством и обществом.
Мы, ученые, готовы активно участвовать в этой работе, потому что без научных подходов, научной мысли решение этой проблемы невозможно.
Наш юридический институт не первый год работает в этом направлении, готовя кадры, воспитывая людей, которые призваны бороться с этим страшным злом общества и государства. Ученые не остаются в стороне.
Законодательные аспекты противодействия коррупции
Заместитель председателя областного Совета народных депутатов А.А. Лабейкин подчеркнул, что система мер по противодействию коррупции, предложенная федеральным центром, является для регионального уровня власти руководством к действию:
— Какая работа ведется сегодня в Орловской области по противодействию коррупции? Издан указ губернатора, которым утверждены состав координационного совета, порядок разработки и утверждения административных регламентов органами специальной компетенции. Разработаны проекты соглашений с территориальными органами федеральных структур, органами местного самоуправления. Проводится работа по переводу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид, с обращениями граждан, в том числе и по вопросам противодействия коррупции.
Мы утвердили план меро­приятий областного Совета по данной проблеме, основой которого стали разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на законодательное обеспечение противодействия коррупции.
Депутаты с особой тщательностью работали над законом «О противодействии коррупции в Орловской области».
Мы благодарны правительству Орловской области, прокуратуре Орловской области, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, институтам гражданского общества за существенные предложения по этому закону, в результате которых он приобрел достаточно совершенный вид и был принят.
Формирование антикоррупционной нормативной базы началось с внесения изменений в Устав области. Была проведена скрупулезная работа по приведению законов области в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством. В основном корректировке подверглись законы о государственной и муниципальной службе в части уточнения запретов, ограничений и обязанностей государственных гражданских, муниципальных служащих; о доступе граждан к информации и услугам органов государственной власти и мест­ного самоуправления.
Были внесены изменения и дополнения в нормативные акты, которые касаются проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проведения антикоррупционного мониторинга законодательства, изменения порядка подачи сведений о доходах депутатов и государственных гражданских служащих и других положений.
На проблеме антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов хотелось бы остановиться подробнее, ведь большая часть коррупционных деяний становится возможной благодаря дефектам российских законов и подзаконных нормативных правовых актов. Некоторые из этих дефектов появляются в законодательстве по недосмотру, другие — с заранее определенными коррупционными целями.
Сейчас в Орловской области действует около 1100 областных законов (в том числе 410 базовых), регламентирующих практически все сферы деятельности субъекта, его институтов, общественные отношения. Приходится признать, что много — не всегда хорошо. Поспешность в подготовке и принятии их приводит к тому, что обнаруживаются прорехи, через которые и проникает коррупция: ведь ее источником может оказаться сам нормативно-правовой акт, который зачастую бывает неопределенным, избыточным и противоречивым. Именно поэтому среди приоритетных задач Совета — мониторинг законодательства и практики применения Закона «О противодей­ствии коррупции», проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов.
Мы внесли изменения в Закон Орловской области «О противодействии коррупции в Орловской области», «О право­творчестве и нормативных правовых актах Орловской области», принято Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы законов Орловской области, постановлений Орловского областного Совета народных депутатов.
Таким образом, экспертизой охватываются все законопроекты. Она проводится разработчиками проекта закона, правовым управлением, фактически всеми лицами, которым приходится работать с ним и готовить его к принятию областным Советом. Возникающие спорные вопросы по наличию или отсутствию коррупциогенных факторов рассматривает комиссия Орловского областного Совета народных депутатов по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Проведено восемь заседаний, детально проработано 12 законов.
Большую роль во всей этой работе, на наш взгляд, играют депутатский контроль и исполнение Закона «О контроле Орловским областным Советом народных депутатов за исполнением законов Орловской области». В этом году мы ощутили серьезный эффект от впервые представленного депутатскому корпусу отчета правительства области об итогах работы в прошлом году.
Мы придаем большое значение активному сотрудничеству депутатского корпуса со средствами массовой информации. Информирование общественности о ходе антикоррупционных действий для нас, депутатов, одна из наиболее важных задач.
Областной Совет всегда был и будет открыт для общения с прессой. Мы, как и любой парламент, публичный орган власти и соблюдаем в своей работе принципы гласности и открытости.
На сегодняшней конференции было бы целесообразным обсуждение вопросов реализации мер противодействия коррупции на муниципальном уровне. Такая информация крайне важна для работы областного Совета. В этой связи мы возлагаем надежду на плодотворное сотрудничество с координационным советом муниципальных образований в целях формирования единого антикоррупционного правового пространства в нашей области.
Цель — ликвидировать коррупцию — станет достижимой при всемерной поддержке общества. Только общими усилиями можно преуспеть в столь нелегком деле, как борьба с коррупцией.
Координирующая роль Прокуратуры
Прокурор Орловской области С.Д. Воробьев рассказал о направлениях борьбы с коррупцией, которую ведут правоохранительные органы.
В 2009 году по результатам проверок органами прокуратуры области выявлено 3112 нарушений законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции (в 2008 году — 2421), на незаконные правовые акты принесено 515 протестов (365), внесено 536 представлений (382). По результатам их рассмотрения 296 сотрудников, по вине которых допущены нарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности (170), 29 лиц привлечено к административной ответственности (21), в суды направлено 53 заявления (49).
В текущем году прокурорами выявлено 1572 нарушения антикоррупционного законодательства, на незаконные правовые акты принесено 198 протестов, внесено 320 представлений, в суды направлено 49 заявлений, 36 должностных лиц предостережено о недопустимости нарушения закона, 19 лиц привлечено к административной ответственности.
Сотрудники прокуратуры осуществляют тесное взаимодействие со всеми правоохранительными органами области. В ходе проверок вырабатывается единая позиция всех заинтересованных служб.
Внимание сконцентрировано на выявлении и документировании серьезных коррупционных преступлений.
По результатам проведения органами прокуратуры области общенадзорных проверок в 2009 году возбуждено 88 уголовных дел (в 2008-м — 62). В 2010 году — 57 уголовных дел указанной категории.
Прокуратурой области активно реализуются полномочия в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Практика выявления нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, распространенность нарушений свидетельствуют о серьезности данной проблемы.
С момента начала проведения указанной экспертизы (с 2008 года по настоящее время) выявлено 467 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Из них 21 был принят на региональном уровне, 446 — органами местного самоуправления.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов прокурорами внесено 46 представлений, принесено 386 протестов, в суд направлено 15 заявлений, внесено 26 требований, направлено 25 информаций. Акты прокурорского реагирования рассмотрены положительно.
Предотвращение действия нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, обеспечивает профилактику коррупционных правонарушений при нормотворчестве, не позволяет нечистоплотным чиновникам прикрываться коррупционными нормами.
При реализации предоставленных законом полномочий в сфере борьбы с коррупцией особое внимание мы уделяем вопросам организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности, качества и полноты предварительного расследования.
Значение работы уполномоченных органов по выявлению и документированию фактов коррупции, деятельности следственных подразделений по доказыванию вины нечистоплотных чиновников в декриминализации властных структур трудно переоценить.
Прокурорский надзор на этом направлении выполняет особую роль. Его эффективность обусловливает эффективность работы в целом всех правоохранительных органов.
Для выполнения задач на этом участке прокуратурой области в первую очередь были решены вопросы обеспечения координации и формирования единой согласованной системы действий и обмена информацией правоохранительных ведомств по борьбе с коррупцией.
Уголовные дела, «потрясшие» область в последнее время, стали результатом активного взаимодействия органов прокуратуры с территориальными подразделениями Управления Федеральной службы безопасности, Управления внутренних дел, эффективной оперативной работы. Не остаются в стороне и следственные органы, задача которых — доказать вину коррупционеров.
Оперативное возбуждение и расследование уголовных дел стали следствием налаженной координации в работе прокуратуры, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области, следственного управления при УВД по Орловской области.
В результате принятых мер правоохранительные органы стали больше выявлять действительно значимых коррупционных преступлений, в том числе совершаемых лицами, занимающими высокое должностное положение.
В 2008 году правоохранительными органами области возбуждено 167 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в 2009 году их число составило 236. В истекшем периоде 2010 года уже возбуждено 165 коррупционных уголовных дел.
Перечень изобличенных лиц говорит сам за себя — за последнее время к уголовной ответственности за коррупционные преступления привлечены и осуждены бывший начальник Регистрационного управления по Орловской области Тарасов, начальник отдела того же управления Сарницкий, начальник Управления архитектуры и градостроительства города Орла Фомин, заместитель главы администрации Покровского района Масловский, заместитель начальника следственной части след­ственного управления при УВД по Орловской области — начальник отдела по расследованию налоговых преступлений Пономарев, оперуполномоченный ОСБ УВД по Орловской области Гаврилин, ряд других должностных лиц.
В текущем году судом вынесен обвинительный приговор в отношении похитивших имущество Орловской области стоимостью 18 миллионов рублей высокопоставленных должностных лиц: бывшего первого заместителя губернатора Орловской области Кочуева, начальника управления имущества департамента имущественной и промышленной политики Орловской области Козлова, председателя фонда имущества Орловской области Долуды.
В частности, Кочуеву назначено наказание в виде восьми лет лишения свободы с применением целого ряда дополнительных видов наказания. Приговор вступил в законную силу.
Принятые правоохранительными органами области меры позволили не только привлечь виновных к ответственности, но и предотвратить крупнейшие хищения государственного имущества, осуществить его возврат законному собственнику.
В ходе расследования уголовного дела в отношении бывшего начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производ­ствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Островского и ряда других лиц возвращено похищенное ими в пользу ОАО «Орловская промышленная компания» имущество Орловской области — акции ОАО «Орел­облэнерго» на сумму 420,7 млн. рублей.
В 2009 году судами области рассмотрено 76 уголовных дел о коррупционных преступлениях в отношении 82 лиц с вынесением обвинительных приговоров (2008-й — 68 дел в отношении 82 лиц). В 2010 году судами рассмотрено 36 «коррупционных» уголовных дел, виновные осуждены.
Осуществляя планомерную работу в сфере борьбы с коррупцией, органы прокуратуры области максимально используют возможности сотрудничества с общественностью, институтами гражданского общества, взаимодействия со средствами массовой информации.
При прокуратуре области создан общественный совет по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса, на заседаниях которого, с участием их представителей, обсуждаются имеющиеся проблемы, в том числе связанные с коррупционным давлением.
Особое внимание уделяется проверке доводов обращений граждан, в том числе по­ступивших на сайты Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры области.
Для нас не имеет значения: анонимное это обращение или нет. Мы проверяем все доводы и даем им правовую оценку.
Отдельное направление в нашей работе — проверка фактов газетных публикаций, электронных изданий. Мы систематически проводим эту работу.
Как вам известно, в апреле 2010 года Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписан Указ
«О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы».
Целью Национальной стратегии определена ликвидация причин и условий, порождающих коррупцию в нашем обществе. Указом Президента страны внесены изменения в На­циональный план противодействия коррупции. Он дополнен рядом конкретных мероприятий по пресечению коррупционных проявлений.
Этим нормативным актом в очередной раз подтверждена твердая линия государства на искоренение коррупции.
С его принятием мы вступили в следующий этап совместной работы.
Внимание правоохранительных органов области сконцентрировано на улучшении межведомственного взаимодействия, повышении эффективности осуществляемого надзора, оперативной работы и предварительного расследования.
* * *
После окончания пленарного заседания прошла работа секций по следующим темам: «Законодательное обеспечение противодействия коррупции», «Взаимодействие правоохранительных органов и институтов гражданского общества по противодействию коррупции» и «Правовое просвещение и научно-информационное обеспечение противодействия коррупции».
По результатам работы конференции планируется издание научно-методического сборника.
Вячеслав КОЛДОМОВ.
Фото Сергея МОКРОУСОВА.


25.05.2010 06:56

Похожие новости

Минувшей осенью и зимой, в разгар эпидемии гриппа, Россия столкнулась с еще одной эпидемией — ценовой. Воспользовавшись ситуацией, предприимчивые дельцы фармацевтического бизнеса резко взвинтили цены на целый ряд препаратов, что вызвало волну народного возмущения. В результате в процесс пришлось вмешаться государству, которое взялось регулировать цены на лекарства.  
В своих выступлениях губернатор области А.П. Козлов неоднократно указывал на необходимость увеличения посевов таких кормовых культур, как соя и кукуруза на зерно. В настоящее время площадь под этими культурами увеличилась вдвое. Расширение посевов сои в значительных масштабах — явление повсеместное в сельскохозяйственном производстве. Культура стала рыночной: при себестоимости возделывания килограмма сои 7—8,5 рубля цена его реализации доходит до 30 рублей. Это связано с превращением культуры в один из важнейших видов сырья для многих отраслей. Весенний сев в ЗАО «Орелсельпром» завершают посевом сои. Эта культура занимает в сельхозпредприятиях этого акционерного общества более 800 гектаров.  
В минувший четверг в Орловской региональной академии госслужбы прошел день карьеры. В стенах вуза, готовящего кадры для государственной и муниципальной службы, встретились выпускники, студенты, преподаватели, представители бизнеса и власти. Мероприятие подобного рода проводилось в академии впервые. Следует сказать, что день карьеры в ОРАГС не был обычной ярмаркой вакансий. Как рассказала нам проректор академии по научно-исследовательской работе и дополнительному образованию О.П. Овчинникова, сегодня проблема трудоустройства имеет две стороны. С одной стороны, в период кризиса работу найти сложно, особенно вчерашнему студенту, не имеющему опыта. С другой стороны, работодатели испытывают немалые трудности при подборе персонала: в современных условиях сотрудник должен быть не только профессионалом, но и инициативным, умеющим принимать решения, способным к саморазвитию человеком.  
«Защита прав и свобод человека и гражданина на досудебной стадии уголовного судопроизводства в свете решений Европейского суда по правам человека» — тема очередного заседания общественного совета при следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области. В работе заседания приняли участие руководитель следственного управления СКП РФ по Орлов­ской области С.Т. Сазин, представители правоохранительных органов, общественных организаций, Адвокатской палаты Орловской области. Вел заседание председатель общественного совета при следственном управлении СКП РФ по Орловской области Ю.С. Васютин.  
Председатель областного Совета народных депутатов, секретарь регионального политсовета ОРО партии "Единая Россия" И.Я. Мосякин провел пресс-конференцию для журналистов областных СМИ. В ее работе приняли участие председатель комитета по здравоохранению, социальной защите населения, связям с общественными объединениями и СМИ областного Совета народных депутатов В.И. Пикалов, ректор ОГАУ Н.В. Парахин и депутат областного Совета народных депутатов Л.А. Селищева. Пресс-конференция была по­священа недавно принятому Государственной Думой ФС РФ и подписанному Президентом России Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершен­ствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".