ОБО ВСЁМ


Будет ли школьное образование платным?

В феврале голосами "Единой России" в первом чтении был принят проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Законопроект направлен на масштабное реформирование существующей сети бюджетных учреждений, которое должно способствовать улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Законопроект предлагает внести изменения в 18 законодательных актов РФ, из которых 15 касаются сферы образования, а также науки, культуры, архивного дела.



С 2011 года будут созданы федеральные казенные учреждения, то есть те, за которые государство будет отвечать с первого до последнего шага. Скорее всего, это детские дома и интернатные учреждения, где живут дети, находящиеся на полном государственном обеспечении. Планируется, что школы, большинство больниц и вузов, научно-исследовательских организаций будут получать бюджетные средства исключительно на выполнение определенных госзаданий и на содержание имущества. Недостающие суммы им предложат зарабатывать самостоятельно.
Принятые законодателями решения приобрели широкий общественный резонанс. С вопросом о том, чего ждать от нововведений, мы обратились к начальнику Управления образования и молодежной политики департамента образования, культуры и спорта Орловской области Г.А. Казначеевой.
- Некоторые пытаются говорить о том, что школьники будут изучать бесплатно только русский язык и математику, за остальные предметы будут платить родители, - отметила Галина Анатольевна. - Хотелось бы успокоить пап и мам. По закону об образовании средняя школа у нас - бесплатная. Сегодня принимается государственный стандарт: государство гарантирует школьникам определенный минимум знаний по каждому предмету. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок независимо от того, где он учится - в городской или маленькой сельской школе - имел возможность заниматься в достойных условиях. Поэтому особенно на третьей ступени обучения, когда дети учатся в 10-11-м классе и уже четко себе представляют, в какое профессиональное образовательное учреждение они пойдут после окончания школы, мы обязаны создать им условия для глубокого изучения того или иного необходимого в дальнейшем при поступлении в вуз предмета.
В каждом районе области есть базовые школы (их примерно 50), которые оснащены в соответствии с современными требованиями. Педагоги этих школ имеют высокий профессиональный уровень. В рамках нацпроекта эти школы получили школьные автобусы, поэтому имеют возможность привозить детей из других школ и проводить с ними на своей базе углубленную работу по разным предметам.
Сложно сказать, какие у школ есть способы зарабатывать деньги. Конечно, школы работают с большим количеством социальных партнеров, которые помогают привлекать дополнительные средства, есть свои спонсоры. И здесь новый закон в определенном смысле открывает хорошие перспективы учебным заведениям. Но спонсорская помощь - это помощь разовая. Поэтому государство от средней общеобразовательной школы уйти не может.
А вот что касается дополнительного образования, то здесь родительские средства привлекаются активно. И, скорее всего, это правильно.
Автономная форма работы образовательных учреждений внедряется в нашей стране в течение двух лет. Эту форму на себе решили попробовать в основном высшие учебные заведения. В стране всего четыре таких учреждения, а в Орловской области пока ни одного. Сегодня все наши учреждения образования являются бюджетными. Возможность зарабатывания дополнительных средств в основном имеют учреждения начального профессионального образования, занятые производством. У учреждений педагогического образования таких возможностей нет, да и вряд ли это нужно. Студенты, приходящие на практику, работают в школе, а школа им за эту работу платить не может и не должна.
- Думаю, что, когда будет принят закон, будут расписаны все подзаконные акты, только тогда можно будет говорить, по какому пути двинется то или иное образовательное учреждение, - заметила Галина Анатольевна. - Хотя мы такую возможность нашим учреждениям образования даем. Сейчас к переходу на автономное финансирование готовится Орловская областная детско-юношеская спортивная школа. И если у школы что-то не получится, то она всегда сможет вернуться к бюджетному финансированию.
Необходимость государственного заказа в образовании - это еще один важный момент. По словам Г.А. Казначеевой, такой заказ особенно важен в системе профессионального образования. Вместе с тем его сформировать здесь сложно.
- Безусловно, очень многое зависит от работодателя, который должен сказать, какой именно специалист, с какими знаниями и умениями ему сегодня необходим, - пояснила начальник областного управления образования. - Пока, за очень редким исключением, у нас на уровне области нет такого заказа. Работодатель сегодня не хочет давать долгосрочные обязательства. Он знает, что в любом случае люди к нему придут. Мы готовим большое количество ребят для аграрного комплекса. И здесь важно понимать, что если на полях Орловской области будут работать современные комбайны "Джон Дир", то, естественно, наши ребята не должны проходить практику на устаревших машинах. Да, порой приходится слышать, что выпускники чего-то не знают, недостаточно хорошо ориентируются в определенных проблемах. А государственный заказ поможет решить их.
Вместе с тем Галина Анатольевна отметила, что среди выпускников системы начального и среднего профессионального образования безработных практически нет. А ведь ежегодно из стен учреждений НПО и СПО выпускается более двух тысяч человек.
Говоря об обязательствах работодателя, Г.А. Казначеева сказала также и об обязательствах выпускника перед государством. Отучившись в городе некоторое время, студент уже не хочет возвращаться в сельскую школу: нашел работу в городе. И сегодня нет механизма, обязывающего этого выпускника отработать те средства, которые в него были вложены государством.
- Вообще такой принцип был в системе педагогического образования, когда муниципальные органы образования заключали договоры с нашими педагогическими образовательными учреждениями, - добавила Галина Анатольевна. - Они знали, что к ним придут те педагоги, в которых они нуждаются, потому что своих выпускников они направили в учреждения педагогического образования. Сегодня мы все чаще вспоминаем ту советскую систему распределения, когда выпускника педвуза (педучилища) отправляли в сельскую школу, где он обязан был отработать три года. Кто-то потом возвращался в город, а другие оставались, обзаводились семьей, находили себя в работе в сельской школе.
Все эти моменты очень важны, и они должны быть четко прописаны в новом законе. Новшества же ни в коем случае не предполагают введения платного общего образования. В то же время у образовательных учреждений появится право заниматься деятельностью, приносящей доход, и самостоятельно распоряжаться этими средствами, что в конечном итоге положительно скажется на качестве образовательных услуг для населения.

Светлана АНИСИМОВА.


18.06.2010 08:05

Похожие новости

Эта тема в последнее время активно обсуждается в СМИ, в органах власти, в Интернете… Одни люди боятся ювенальной юстиции, другие доказывают, что ничего страшного в ней нет. Для одних это что-то вроде новой инквизиции, которая станет вламываться в семьи, отбирать детей и штамповать приговоры их родителям, для других — мелкое, незначительное изменение правовой системы, для третьих — призрак глобализма, шагающий железной поступью по Европе и готовый растоптать традиционные ценности России.  
В течение трёх июньских дней проходил областной финал военно-спортивной игры "Зарница", организованной областной пионерской организацией "Орлята" и Академией ФСО России. Любимая игра собрала вместе около трёхсот ребят из городов и районов области. В ней приняли участие 28 команд: победительницы районных игр, команды Некрасовской и Нарышкинской школ-интернатов, регионального фонда социальной поддержки населения. Областная "Зарница" началась с торжественной церемонии, состоявшейся в минувшую пятницу в сквере Танкистов в г. Орле. С приветственным словом к юнармейцам обратилась председатель областной пионерской организации "Орлята" Е.В. Морозова, которая объявила об открытии 43-го областного финала военно-спортивной игры.  
Сегодня сотрудники Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (Орелоблэкоконтроль) отмечают профессиональный праздник - День эколога. В функции Орелоблэкоконтроля входит контроль и надзор в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды и пр., что подразумевает проведение различных контрольно-надзорных мероприятий. В настоящее время специалисты этой экологической службы ведут плановые проверки охотничьих хозяйств области.  
В начале восьмидесятых годов прошлого века из Афганистана в Союз приходили скупые вести. Советские СМИ сообщали, что ограниченный контингент наших войск находится там для того, чтобы помочь афганскому народу удержать завоевания Апрельской революции 1978 года. О том, что там идет самая настоящая война, льется кровь и гибнут люди, не сообщалось. В скорбном списке погибших в той войне имена наших земляков - уроженцев Орловской области. Они ушли из жизни юными, красивыми, сильными, здоровыми. Такими они остались в памяти народной. Действовал смело и решительно "Мое родное село Богодухово красиво всегда... Сидишь утром на берегу реки Неручь и наблюдаешь всю красоту родной природы. Этот уголок - частица моей необъятной Родины, которую я так горячо люблю".  
Недавно коллектив Мценского профессионального агротехнического лицея №18 во главе с директором В.С. Казариной гостеприимно принимал участников очередной областной олимпиады профессионального мастерства. Померяться силами в теории и практике в г. Мценск прибыли будущие автомеханики из семи учреждений начального и среднего профессионального образования. Кто же стал лучшим? Профессия автомеханика сегодня является востребованной на рынке труда, и число юношей, желающих приобрести эту интересную и очень нужную рабочую специальность в учебных заведениях области, не убавляется. В чём-то она напоминает врачебную, только "лечить" (контролировать техническое состояние машин с помощью диагностического оборудования, выполнять операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств) приходится не людей, а автомобили.